Фаберже. Ювелирное мастерство на уровне искусства

Фаберже. Ювелирное мастерство на уровне искусства.

Уже для многих поколений имя Фаберже является символом высочайшего качества и художественного вкуса в ювелирном деле. В мастерских Faberge было создано более 150 000 уникальных предметов искусства, каждое из которых — неповторимо. Весьма печально, но до эпохи современности дошло лишь около 10% его работ. Фаберже говорил своим клиентам, что каждый ювелирный предмет, не проданный в конце года, подлежит уничтожению. Тем самым он гарантировал покупателям подлинность, актуальность и уникальность приобретения.

Все высшее общество Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа приобретало превосходные творения Карла Фаберже – легендарного личного ювелира Александра III и Николая II. Императрица Мария Федоровна называла его «самым гениальным мастером своего времени».

Родился Фаберже в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье потомственного ювелира, предки которого были французскими подданными. Первоначальное образование получил в России, затем совершенствовал ювелирное ремесло у лучших мастеров Германии, Франции, Италии. Лучшей школой и неисчерпаемым источником вдохновения для него была Ювелирная палата Эрмитажа, в которой хранились знаменитые драгоценности русских царей и настоящая «золотая кладовая» скифских князей.

Работы Фаберже стали открытием новой эры в ювелирном деле, когда в изделиях ценится не только стоимость драгоценных камней и роскошное оформление, но и искусность мастера. Карл Фаберже проявил себя как настоящий художник – отошел от типичных предметов, обильно усыпанных бриллиантами, и стал создавать простые, но оригинальные и изысканные вещи, сочетая рубины, изумруды, алмазы с деревом, обычным камнем и стеклом. Находясь под впечатлением от работ мастера, Александр III закрепил особый статус Фаберже заказом на ежегодное создание Императорского пасхального яйца.

В 1900 году на Парижской всемирной выставке Фаберже представлял российских ювелиров и показал европейскому искушенному обществу свои изделия. В один миг он прославился как ведущий мастер эпохи и был награжден орденом Почетного легиона и золотой медалью. Спрос на изделия Фаберже был достаточно высок благодаря путешествиям императорской семьи по Европе: предметы Фаберже принимались в дар от русского царя многими дворами европейских князей и королей. После революции 1917 года Фаберже был вынужден продать все имущество своей фирмы и бежать в Швейцарию, где и умер в 1920 году.

Продолжить дело великого ювелира пытались сыновья, но, как говорится, «природа здесь отдохнула» — гениальных художников и предпринимателей из них не вышло. В 1951 году семья Фаберже продает права на использование известной фамилии американскому бизнесмену. В настоящее время правопреемником наследия Карла Фаберже является нью-йоркская фирма Faberje’ Cd, принадлежащая концерну Unilever. До конца прошлого столетия компания производила косметику и парфюмерию, затем новое руководство решило возродить ювелирное искусство Фаберже. Почетное право продолжить традиции великого мастера было предоставлено немецкой компании Viktor Mayer. Таким образом, владелец фирмы Герберт Мор-Майер стал единственным ювелиром, удостоившимся чести выполнять заказы фирмы «Фаберже».

Сегодня фирма создает пасхальные яйца исключительно к важным случаям. К примеру, в честь награждения М. Горбачева Нобелевской премией ему было подарено именное «Яйцо Горбачева». А к 150- летнему юбилею Карла Фаберже в 1996 году была выпущена «Музейная коллекция» из пяти восхитительных яиц. На мировых аукционах до сих пор продаются работы Фаберже из частных коллекций, стоимость которых нередко приравнивается к цене целого острова.

Русский король ювелиров. Русский ювелир королей

Ю велир по рождению — менеджер по призванию. Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году среди благородных металлов и драгоценных камней. Унаследовал ювелирное производство отца и поднял семейный бизнес до небывалых высот.

Обрусевшие французы Фаберже. Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции и отправился по свету. Изучал искусство работы с драгоценными металлами венецианцев, мастерство саксонских камнерезов и французских эмальеров. На родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже. Воспитывал вкус на произведениях старых мастеров.

От семейного бизнеса до международного холдинга. В 26 лет ювелир взялся за дело отца. Пока коллеги творили в стиле ренессанс, рококо и ампир, Фаберже ударился в модерн. На выставках присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам. В итоге в многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих, и во главе каждой встал яркий талант.

Судьбоносные вернисажи. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия Фаберже привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. На нюрнбергской Выставке изящных искусств копии скифских сокровищ получили золотую медаль, а их создатель — право ставить на изделия клеймо двуглавого орла. На выставке во Франции Фаберже получил орден Почетного легиона.

Революция в ювелирном деле. От стоимости материала к художественной ценности. «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», — говорил Фаберже. В произведениях искусства мастер использовал даже сталь и олово. А броши из карельской березы, в которые он вкраплял бриллианты, благодаря Фаберже вошли в моду.

«Фаберже — несравненный гений нашего времени». Столь лестно о мастере отзывалась Мария Федоровна в письме своей сестре — английской королеве Александре. Фаберже делал для императрицы знаменитые пасхальные яйца, которые она помнила еще по датскому детству. Форма яйца, сюрприз внутри, уникальность. Три составляющих — главная светская интрига каждого светлого праздника Пасхи в императорской семье.

«Левша Петербурга» или «певец изящных грез». Среди высокопарных эпитетов сам ювелир предпочитал емкое «поставщик Высочайшего двора». И двора не только российского. Шведский, норвежский, датский, испанский, английский королевские дворы ценили работы Фаберже. Мастер делал декоративную вазу для Бисмарка, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритового Будду для придворного храма Сиама.

Императрице и горничной. Доступность. Один из принципов ювелирного дома Фаберже. В ход пошли ныне не востребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая. Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена — в расчете на любой кошелек.

Драгоценная шутка. Не только изысканный вкус, но и чувство юмора отличали придворного ювелира. Уникальный натюрморт 1905 года — шутливый «джентльменский набор»: кирпич, яичница, граненый стакан с горячительным напитком, закуска. Кирпич — из яшмы; желток — из янтаря; газета, рыба, мухи — из серебра; стакан и содержимое — из кварца. Прозаичный сюжет на выходе стал произведением искусства.

«Так жить нет смысла», — говорил Карл Фаберже после революции 1917 года. Советским правительством была продана в Великобританию и США большая часть уникальной коллекции. Придворный ювелир не пришелся ко двору новой власти и уехал с семьей в Швейцарию. Но заниматься любимым делом в Европе не получилось. Карл Густавович Фаберже умер в 1920 году и был похоронен в Каннах.

Возвращение в Россию. Музей Фаберже открылся в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга в 2013 году. Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые вещицы, что меняли вкус целой эпохи.

Легенда ювелирного искусства: Карл Фаберже

30 мая – знаменательная дата для всего культурного мира. Именно в этот день 169 лет назад родился легендарный российский ювелир, основатель целой династии ювелиров, прославивший нашу страну далеко за её пределами – Карл Густавович Фаберже.

Создание ювелирного дома Фаберже

Известная ныне фирма начала своё существование как небольшая мастерская, основанная в Санкт-Петербурге в 1842 году Густавом Фаберже.

Уже тогда Фаберже-старший мечтал, чтобы начатое им дело переросло в крупную семейную компанию. В 1850-х годах Густав отправил сына за границу для обучения ювелирному искусству у известных европейских мастеров, в том числе знаменитого Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, в 1870 году 24-летний Карл возглавил фирму отца.

У него был намётанный глаз. Фаберже умел подбирать художников и ювелиров и видеть в обыденном прекрасное. Он обладал глубокими знаниями мировой художественной культуры, часто путешествовал и занимался самообразованием. Для Карла Фаберже не существовало мелочей: ювелир уделял значительное внимание не только мельчайшим деталям изделий, но и футлярам.

«Ювелир Его Императорского Величества»

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III. За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!

С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.

Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.

Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

Уникальный стиль Фаберже

В изделиях Фаберже сочетались самые разные художественные стили и направления: ампир, готика, модерн, неоклассицизм и, конечно же, русские национальные мотивы.

Некоторые ошибочно полагают, что отличительной чертой фирмы были роскошные изделия, выполненные из редкостных дорогостоящих металлов и камней. На самом деле секрет Фаберже заключался в умении понять и почувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, раскрыть всю его красоту и величие.

Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Визитной карточкой компании было создание изделий в «русском стиле». Кокошники с бриллиантами и серебряные чарки с самоцветами вызывали восторг иностранцев. Уже тогда ювелирный дом стал выпускать украшения, в которых сочетались разные драгоценные камни.

Ювелирами дома Фаберже создавались искусные оправы икон, кресты и церковная утварь для храмов и монастырей Кремля. Всё это выполнялось в старорусском стиле и украшалось невиданными до того времени узорами, тончайшей сканью или эмалевой росписью.

Традиции легендарного ювелира

Ежедневно создавая украшения для самых разных женщин, художники SOKOLOV не забывают о том, что ювелирное дело – это прежде всего искусство. Так, в 2011 году появилась первая модель из серии эксклюзивных изделий, выполненных в особом узнаваемом стиле компании. Каждое творение уникальной коллекции раскрывает философию бренда и отражает идею постоянного движения вперёд.

Сначала, вопреки известному выражению, мастера изобрели велосипед, каждая деталь которого – фрагмент ювелирного изделия. Годом позже появилась другая модель, выполненная в ретро-стиле.

Продолжением темы стало создание серебряного ретро-автомобиля, украшенного полудрагоценными камнями и эмалью. Самой масштабной моделью коллекции стал серебряный локомотив с более чем тысячью камней, каждый из которых закреплен вручную. Уникальность изделий не только в их неповторимом дизайне, но и в том, что все они абсолютно подвижны.

Олицетворение свободы, успеха и стремления к новым вершинам – сканная фигура сокола, ставшая результатом долгой кропотливой работы ювелиров и ещё одним эксклюзивным творением.

Каждый год художники и мастера-ювелиры SOKOLOV удивляют нас новыми шедеврами, глядя на которые понимаешь, что блестящая история дома Фаберже имеет достойное продолжение.

Для горничных и королев: ювелирная продукция Карла Фаберже

Великий придворный ювелир, который давно стал символом царской России, прочно вошел в сознание людей как создатель уникальных пасхальных яиц. Однако помимо этих штучных шедевров, ювелирный бренд «Фаберже» изготавливал множество других украшений «для простых людей». Создание массового ювелирного производства, тщательно продуманного и прекрасно организованного, одна из важнейших заслуг Карла Фаберже. Об этой малоизвестной современному читателю деятельности прославленного ювелира мы и расскажем в этой статье. Для этого есть хороший повод — 30 мая исполнилось 172 года со дня рождения великого мастера!

Не «товары», а произведения искусства

На рубеже XIX и ХХ века в столичных ювелирных магазинах продавались украшения разных фирм, но покупатели всегда выделяли изделия «от Фаберже». Самые обычные предметы обихода — звонки, шкатулки, футляры для часов – в руках мастеров этой фирмы превращались в произведения искусства. И что самое интересное, позволить их себе мог практически любой человек.

Недорогие ювелирные изделия фирмы «Фаберже» сегодня разбросаны по всему миру и тоже являются предметом коллекционирования: цены на них колеблются от 5 до 15 тыс. долларов. Приобретают их на аукционах не миллионеры, а простые ценители ювелирного искусства вполне среднего достатка — даже пенсионеры. Любопытно, что почти два века назад эти броши, подвески и кольца часто стоили не дороже фунта хорошего чая. Как говорят историки, изделия от «Фаберже» носили и горничные, и извозчики, и простые служащие, а не только представители монарших семейств.

В каталогах фирмы покупатель мог найти все: и брошку за три рубля и алмазный орден за несколько десятков тысяч. При этом массовые изделия Фаберже никогда не были «дешевкой» – это всегда были настоящие ювелирные украшения, которые отличались высоким качеством, узнаваемым стилем и великолепной техникой исполнения.

Именно массовая продукция «Фаберже» по своему ассортименту, стилевому и жанровому разнообразию во многом определяла тенденции развития ювелирного рынка.

Что было в моде в начале XX века?

До нас дошло несколько прейскурантов фирмы «Фаберже» – они дают некоторое представление о тех украшениях, которые были модны больше ста пятидесяти лет назад. Неизменным успехом у публики пользовались, конечно же, пасхальные подвески в форме яиц. Сделанные с большим вкусом, мастерством, а иногда и юмором, такие «яички» считались прекрасным подарком по любому поводу.

Фигурки людей и животных занимали в ассортименте «Фаберже» особое место — такие изделия считались подарком хорошего вкуса и очень ценились людьми среднего класса. Подобные фигурки появлялись и до Фаберже, но он был первым ювелиром, который начал сочетать неблагородные и благородные металлы, уделяя особое внимание эмали, жемчугу и хрусталю. Резные животные были сделаны настолько виртуозно, что казались живыми.

«Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня не интересуют, – часто говорил Фаберже.

Посмотрите на эту уникальную композицию — в ней использованы реальные «парашютики» живых одуванчиков!

Героями ювелирных украшений Фаберже часто становились непритязательные полевые цветы — васильки, ландыши, колокольчики. Чтобы не упустить ни одной детали, Фаберже даже построил при московской мастерской теплицу, где выращивал цветы и внимательно изучал их. Они служили живыми моделями для многих украшений флористической тематики.

Но далеко не все драгоценные цветы, которые выходили из мастерских «Фаберже» отличались подобным реализмом — многие из них были весьма условны. И здесь надо вспомнить, что великий мастер был большим поклонником искусства ар нуво и ценил мистическую условность образов.

Почему дешево?

За счет чего фирме Карла Фаберже удалось завоевать ювелирный рынок и продавать прекрасные украшения по вполне доступным ценам? Это стало возможным благодаря четко организованному производству и, конечно, альтернативным материалам. Во многом интерес к неблагородным камням роднит Фаберже с другим видным мастером начала века — французским ювелиром Рене Лаликом. Эти ювелиры сознательно отказались от вычурности и массивности модных тогда украшений из драгоценных камней и сделали свой выбор в пользу необычных и выразительных материалов.

Мастера «Фаберже» уделяли огромное внимание проработке деталей и возрождали забытые старинные техники гильоширования, витражной эмали, «кварта колор» (применение в декоре украшения золота всевозможных оттенков).

Личным открытием Карла Фаберже стало нанесению эмали на гильошированный фон. Гильош — это орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Эти узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем удивительными. При нанесении на гильош эмали мастерам «Фаберже» удавалось добиться потрясающих цветовых эффектов, которые до сих пор восхищают ценителей ювелирного искусства.

Фирма Фаберже постоянно расширяла границы ювелирного ремесла и, экспериментируя с материалами, создавала нестандартные украшения на любой вкус. В этом заключалось еще одно важное изобретение Фаберже — он привнес в жизнь каждого человека качественные ювелирные украшения.

Спустя почти два века со дня рождения великого мастера, подражать ему и копировать его произведения бессмысленно — слишком многое изменилось в истории, мире, самоощущении человека. Но заложенные им основы массового ювелирного производства, которые держатся на таких китах как «фантазия», «выразительность» и «виртуозность» остаются актуальными по сей день.

Привив тысячам людей вкус к хорошим ювелирным украшениям, Карл Фаберже научил их выделять истинные произведения искусства на фоне безликого ширпотреба.

Мастера ювелирного бренда «Пластина» не претендуют на роль преемников Фаберже, но верны главному принципу, который исповедовал мастер, – каждый человек достоин лучшего. Поэтому мы, как и когда-то сотрудники известной фирмы, стремимся создавать для вас не товары, а произведения искусства, наполненные волшебством и особым смыслом.

Карл Фаберже и его фирма

Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже, открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой магазин с ювелирной мастерской. Как и многие ювелиры того времени, Густав Фаберже стремился открыть свое дело в столице Российской империи. В Санкт-Петербурге в 1846 году родился его сын Карл, под руководством которого семейная фирма в дальнейшем превратилась в крупнейшее в стране и известное во всем мире предприятие.

Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного дела должен получить всестороннюю подготовку, и отправил сына в длительное путешествие. В Европе Карл получил образование и посетил все значимые центры ювелирного искусства, где почерпнул множество идей для будущей работы. Современники не случайно называли Карла Фаберже ученым и образованным ювелиром: он занимался исследовательской и реставрационной работой, и на протяжении многих лет, начиная с 1867 года, изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа.

Карл Фаберже за работой. Санкт-Петербург, 1900-е. Фотограф Г. Эберг.

В 1872 году Карл возглавил семейную фирму. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен звания поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы и ее руководителя, награжденного почетными орденами и получившего звания поставщика многих европейских монархов.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887), Одессе (с 1901), Лондоне (с 1903) и Киеве (с 1906). Основное же ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге, в собственном доме Карла Фаберже на Большой Морской улице, 24. Там же располагались студия дизайнеров, специализированная библиотека, фешенебельная квартира самого Карла Фаберже и ювелирные мастерские, деятельность которых мэтр мог лично контролировать.

В фирме работали лучшие петербургские ювелиры, такие, как Михаил Перхин и его преемник Генрик Вигстрём, в мастерской которых создавались императорские пасхальные яйца. Ведущим серебряных дел мастером фирмы был Юлиус Раппопорт. Видными золотых и серебряных дел мастерами фирмы были также Эрик Коллин, Виктор Аарне, Август Хольмстрём и другие. Заказы фирмы выполняли художники-миниатюристы Василий Зуев и Иоганн Цейнграф, скульпторы Борис Фредман-Клюзель и Георгий Савицкий. Главными «художниками-композиторами» (дизайнерами) фирмы были сначала брат Карла Фаберже Агафон, а затем, после его смерти в 1895 году – Франц Бирбаум. С фирмой сотрудничали знаменитые русские художники и архитекторы: Валентин Серов, Александр Бенуа, Фёдор Шехтель…

Общее число сотрудников фирмы Фаберже в период ее расцвета, то есть на рубеже XIX–XX веков, превышало 500 человек. За весь период ее существования, с 1842 по 1918 год, ею было произведено примерно 300,000 предметов. Все они были выполнены на высочайшем уровне ювелирного мастерства; многие из них были уникальны и прославили фирму, а вместе с ней – русское ювелирное искусство во всем мире. Клиентами Фаберже были практически все коронованные особы Европы, их родственники, виднейшие политические деятели и предприниматели, известные артисты.

С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой мировой войны. Многих его мастеров взяли на военную службу. После Октябрьского переворота фирма Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов Карла Фаберже – императорский Дом Романовых, и само предприятие. Фаберже покинул Россию в 1918 году по подложным документам курьера английского посольства. Через два года великий ювелир скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Работы фирмы Фаберже. Роскошь,
блеск и искусство

Мы, люди XXI века, считаем, что знаем о роскоши все: дорогие гаджеты, спортивные машины, огромные драгоценные камни в ювелирных украшениях, маленькие лейблы на одежде, которые специально не отрезают. Для нас роскошь – это, в первую очередь, цена бренда. Но есть такие вещи, элитарность которых и по сей день характеризуется не только «именем», но и своей искусностью.

Фамилия Фаберже еще с конца XIX века стала синонимом искусства для богатых.

Наследник отцовского дела Петер Карл Густавович обучался ювелирному делу в Европе и в двадцать четыре года взял управление фирмой в свои руки. Поворотным моментом для него и компании стала Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года, после которой императором Александром III ему было присуждено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Карл действительно был талантлив. Он разрабатывал и утверждал эскизы, скрупулезно следил за всеми этапами работы и мог с легкостью разбить почти готовое изделие, если оно не соответствовало его ожиданиям. Однако главной силой Фаберже было его организаторское чутье, позволившее собрать в одной фирме более десятка талантливых мастеров и художников, среди которых были Хольмстрем, Коллин, Перхин, Вигстрем, Дербышев и многие другие. Кроме того, он нередко приглашал к сотрудничеству мастеров из других областей: архитектора Шехтеля, живописца Савицкого, скульптора Обера. Компания «квартировалась» в Санкт-Петербурге, хотя ее фирменные магазины были и в других городах, в том числе и в Москве.

Собранные в столице шедевры мирового искусства и обучение Карла за границей сыграли немаловажную роль в развитии художественного почерка фирмы. В противовес московским выдающимся ювелирным мастерам, делавшим упор на национальные мотивы и древнерусскую тематику, Карл предпочитал тонкую игру историзма. Мотивы табакерок екатерининского времени покрывали изящные папиросницы, а элементы безделушек становились частями настольных часов, чернильниц и других вещей более утилитарного назначения. Компания Карла создавала украшения, рамки, декоративные коробочки, культовые предметы, скульптуру, сервизы, вещи для быта и туалета.

Но, хотя большую часть работ мастерской можно было не только поставить на полку, но и использовать, к ним порой относились как к излишествам и даже мещанству. Владимир Набоков писал, что его «семья презирала работы Фаберже как олицетворение гротескной безвкусицы».

Причиной тому отчасти был широчайший диапазон техник и материалов, применявшихся для создания. Ни один работник конкурирующих фирм того времени не владела эмалями лучше, чем мастера Фаберже. Их насыщенные краски нередко сочетались с несколькими оттенками золота, драгоценными камнями. Больше чем кто-либо до этого Карл приветствовал использование в ювелирном деле полудрагоценных и поделочных камней.

Самыми известными работами мастерских Фаберже до сих пор являются пасхальные яйца, которые представляют собой апофеоз всего русского золотого и серебряного дела того времени. Пасхальные яйца делались по принципу матрешки – в раскрывающейся скорлупе хранился сюрприз. Первой такой работой стало яйцо «Курочка», прототипом для которого стала жемчужина датской сокровищницы – яйцо из слоновой кости, с вложенной короной и кольцом.

Заказанное Александром III для своей жены Марии Федоровны, оно должно было напоминать ей о доме. В этом самом простом из всех яиц Фаберже сюрпризов было целых два. В матовом желтке скрывалась курочка, внутри которой в свою очередь были маленькая копия императорской короны и цепочка с рубиновым кулоном.

Каждая подобная работа выполнялась целый год. Помимо традиционных проектов, включавших сюрпризы, произведение могло порадовать владельца и другими особенностями: так часть яиц стала часами. Их заказывали члены императорской семьи или приближенные. И после «Курочки» фирма Фаберже нередко повторяла уже известные произведения, но искусность художников и мастеров, внимательный подход к работе, позволяли создать совершенно новое произведение.

«Сравнивая работу Фаберже с оригиналом Ле Роя, обратите внимание на то, насколько точно следует современный ювелир композиции ларчика. Однако, разглядев в нем намёк на яйцевидную форму, он исполняет свое изделие в более изысканной манере, приспосабливая соотношение размеров украшенного трельяжной сеткой оригинала к изящному силуэту яйца, и утяжеляет основание», — писал в 1953 году Кеннет Сноумен (Kenneth Snowman) о яйце «Ренессанс» и его прототипе – шкатулке мастера Ле Роя (LeRoy) XVIII века.

Теперь яйца, так же как и другие произведения фирмы, украшают коллекции музеев и галерей, включая недавно появившийся в Санкт-Петербурге «Музей Фаберже», основателем которого является В. Вексельберг.

Можно по-разному относиться к работам Фаберже. Как часть элитарной культуры они всегда вызывали раздражение у более демократично настроенной публики. Но в то же время и по сей день мало найдется людей, которые не восхитятся и не удивятся мастерству обработки металлов, камней и стекла. Достаточно просто представить, что все эти вещи делались на рубеже веков вручную, чтобы понять, насколько это был кропотливый труд настоящих профессионалов ювелирного дела. Как утверждает гуманитарная наука эстетика, прекрасное – это то, что способно нас поразить. Раз так, то произведения фирмы Фаберже прекрасны вне всяких условий.

Ювелирное искусство Фаберже

Доброго дня всем посетителям сайта!
Предлагаю вам полюбоваться ювелирными изделиями знаменитой фирмы Фаберже!

Имя Фаберже давно уже стало символом имперской роскоши и высокого искусства. Наибольшую известность семья ювелиров Фаберже приобрела в начале 20 века, когда заказчиками стала русская императорская семья и представители высшей аристократии.
К большому сожалению, не все изделия Фаберже сохранились в России — многое было вывезено, осело в Европе и Америке, периодически появляясь на самых известных аукционах.
Совсем недавно в Петербурге открылся первый частный музей, где представлены многие изделия Фаберже, выкупленные на аукционах российским олигархом В.Ваксельбергом.





Рамки, сделанные в мастерской Фаберже с портретами последней русской императрицы Александры Федоровны и императора Николая Второго









Но, конечно, самую большую известность ювелирному дому Фаберже принесли знаменитые пасхальные яйца, которые два последних императора — Александр Третий и Николай Второй — дарили на Пасху членам своей семьи. Внутри яйца находился какой-нибудь сюрприз.

Яйцо с ландышами

С памятником императору Александру Третьему

Мозаичное

Коронационное

Колесница с херувимами

Александровский дворец


Бутон розы

Екатерина Вторая

Клевер

Георгиевский крест

Пятнадцатилетие коронации

Гатчинский дворец

Красный Крест (внутри яйца — портреты императрицы Александры Федоровны и великих княжон, дочерей Николая Второго, которые в начале войны 1914 года стали сестрами милосердия)

Весенний букет

Наполеоновское

Память Азова

Яйцо с решеткой и розами

Петушок

Петр Великий

Яйцо с часами

Курочка

Яйцо с панелями

Царевич

300-летие династии Романовых

Спасибо за просмотр! Надеюсь, Вам понравилось))

Ямогу: В мастерской можно приобрести кукольные украшения и аксессуары, заказать БЖД, выполнить мейкап (опыт работы более 7 лет), сделать ремонт или перетяжку БЖД. С удовольствием принимаем заказы!

Ямогу: Я леплю, а потом отливаю в мягком силиконе пупсов разных размеров. Туловище у них цельнолитое. Во рту — язычок, десны, по возрасту зубы. Возможно изготовление портретных по фото.

Ссылка на основную публикацию