Из истории Алмазного фонда Московского Кремля

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА

Первая половина XVIII века

Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.

Вторая половина XVIII-XIX век

Коронные ценности хранились в специально охраняемом помещении – Кабинете или Комнате Его или Ее Императорского Величества, которое также называли Бриллиантовой или Алмазной комнатой.

В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю.М.Фельтен.

Первая половина XX века

В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.

Вторая половина XX века – начало XXI века

Пятидесятые годы открыли новую страницу в освоении недр страны. В 1954 г. геолог из Ленинграда Л.А.Попугаева обнаружила первую алмазную кимберлитовую трубку «Зарница», в 1955 г. была открыта трубка «Мир» – одно из самых крупных месторождений Якутии. Собрание Гохрана пополнил ряд крупных отечественных алмазов, затем работы современных ювелиров. Кроме того, в Алмазном фонде хранится уникальное собрание самородков золота и платины, в том числе знаменитая Минералогическая коллекция Екатерины II.

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 г., в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую.

Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации».

Россия, 121170,
Москва, улица 1812 года, 14
Телефон для справок по переписке:
+7 499 148–36–96

По вопросам связи с общественными организациями и средствами массовой информации обращаться по телефону:
+7 499 148–47–00
Факс: +7 499 148–73–60
E-mail: gokhran@gokhran.ru

По вопросам передачи драгоценных металлов и драгоценных камней обращаться по телефону:
+7 499 249-88-15

Алмазный фонд, Москва: история, описание экспонатов, режим работы

Москва богата достопримечательностями и историческими памятниками. Среди всего многообразия интересных объектов стоит выделить Алмазный фонд, в стенах которого хранится собрание произведений ювелирного искусства. Музей невероятно популярен среди гостей столицы, поэтому попасть в него не так просто.

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.

Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину – в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

Режим работы Алмазного фонда: с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00. Музей открыт для посетителей каждый день, кроме четверга. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

В настоящее время Алмазный фонд Московского Кремля включает в себя уникальную коллекцию бриллиантов, алмазов и ювелирных украшений. За все время существования собрание пополнялось орденскими знаками, редчайшими самоцветами и прочими ценными изделиями. Огромный вклад в развитие музея «Алмазный фонд» был сделан экспериментальной ювелирной лабораторией. Именно ее работники проводили реставрационные работы по восстановлению разрушенных ценностей. Они в том числе работали и над Малой и Большой императорской короной. Более ста украшений и предметов вошли в экспозицию Алмазного фонда Московского Кремля.

В настоящее время все экспонаты размещены в двух залах. В первом находятся бриллианты, алмазы, ювелирные изделия и самородки. Так в одной из витрин размещены полудрагоценные и драгоценные камни со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь можно увидеть карту России, выполненную из бриллиантов. Далее в витринах находятся настоящие алмазы-гиганты и представлены примеры их огранки. В зале имеются и предметы современного искусства. В центре размещены самородки платины и золота, которые имеют свои имена – «Мефистофель», «Верблюд», «Большой треугольник».

Во втором зале представлены исторические ценности.

Среди них имеются изделия мастеров ювелирного дела 18-19 веков, которые до революции считались коронными ценностями России.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве – это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило – неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии – синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Прочие драгоценности

Среди экспонатов Алмазного фонда можно увидеть еще один знаменитый алмаз – «Шах». Его когда-то подарил Николаю І иранский шах в качестве примирения за убийство русского посла. Стоит отметить, что убит был не просто посол, а знаменитый русский писатель Грибоедов, памятник которому можно увидеть на Чистых прудах в Москве.

Также в этом отделе Алмазного фонда в Москве находятся царские украшения. Одним из них является браслет с алмазом «Александр», который принадлежал Александру І. Здесь можно увидеть и брошь Екатерины Второй, выполненную из золота и серебра, украшенную многочисленными бриллиантами, в виде букета роз.

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

  1. Алмаз «Орлова» украшает монарший скипетр. Камень был найден в Индии. Его особенность в непередаваемо красивом зеленовато-голубом отливе. Алмаз имеет 180 граней.
  2. Алмаз «Шах» представляет собой желтый кристалл, не подвергшийся огранке. На нем нанесены имена трех его владельцев.
  3. Плоский портретный алмаз, закрепленный в золотой браслет с изумрудами.
  4. Красная шпинель в Большой короне. Камень был вмонтирован в изделие перед самой коронацией Екатерины Второй. Шпинель отличается не только крупными размерами, но и чистотой и прозрачностью. Кстати, стоимость имперской короны так и не определена до сих пор из-за уникальности изделия.
  5. Колумбийский изумруд со ступенчатой огранкой, который венчает потрясающую брошь. Камень был найден еще в пятнадцатом веке, но в Россию попал лишь вначале девятнадцатого века.
  6. Цейлонский сапфир считается самым большим в мире. Он украшает старинную брошь девятнадцатого века.
  7. Оливково-зеленый хризолит был найден когда-то на острове в Красном море. Камень был огранен особенным способом, благодаря чему создается ощущение его сияния.

В двадцатом веке после открытия якутских алмазов коллекция значительно пополнилась новыми экспонатами: «Большая медведица», «Звезда Якутии» и прочие.

Из истории Алмазного фонда Московского Кремля.

Коллекция Алмазного фонда Московского Кремля начала создаваться еще в XVIII веке. Петр I по примеру европейских монархов, издал указ, который гласил, что сокровища, хранящиеся в царских покоях, не являются собственностью русских царей, а принадлежат государству Российскому, как общенациональное достояние. После петровской «рентереи» ценности хранились в специальных помещениях – Комнатах его императорского величества, а начиная с 1839 г. – в Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца. Царские регалии и ювелирные украшения выдавались царствующим особам лишь «для временного пользования».

В стремлении затмить роскошью иностранных правителей русские цари и царицы старались увеличить богатство своего двора. Особенно при Елизавете и Екатерине II были сделаны значительные вклады в Алмазный фонд.

После начала первой мировой войны ценности спешно и беспорядочно, даже без описи были вывезены из Петрограда. Не проверяя, их приняли в Оружейную палату Московского Кремля, в подвалах которого они и пролежали в безвестности почти 8 лет.

После октябрьских событий 1917 г. чудом уцелели как эрмитажная коллекция, так и сокровища самого Кремля, оставшись не тронутыми. Ни одна страна в начале прошлого столетия не обладала таким колоссальным запасом драгоценностей, как Россия.

В 1922 г. начали работать комиссии по выявлению и экспертизе предметов ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Была подтверждена уникальная историческая и художественная ценность бывшего Бриллиантового кабинета. Комиссия отметила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей.

Но вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий. 1923 г. – самый драматичный в истории Алмазного фонда год. Тогда из-за появившихся на аукционах Берлина и Лондона, Антверпена и Амстердама русских драгоценностей возник политический скандал. В Колонном зале Дома Союзов 18.12.1925 г. было решено открыть выставку спешно возвращенных из-за рубежа непроданных реликвий, чтобы показать их целыми и невредимыми, замять скандал и убедить мир в своей платежеспособности.

Но распродажи драгоценностей и антиквариата не прекратились. За период с 1925-1936 гг. правительством была продана значительная часть изделий ювелирного искусства с уникальными бриллиантами и самоцветами. Эти шедевры останутся только на фотографиях и никогда уже не вернутся в Россию.

02.11.1967 г. в честь празднования 50-летия Октябрьской Революции в Московском Кремле открылась выставка Алмазного фонда СССР. Но, несмотря на то, что она вызвала огромный интерес и многократно продлевалась, музеем она не стала. Неприкосновенная часть государственного золотовалютного запаса страны осталась в подчинении министерства финансов.

Запустить руку в собрание Алмазного фонда Московского Кремля считали необходимым все вожди СССР. Шапка Мономаха едва не была подарена Хрущевым одной из развивающихся стран, а при Брежневе не досчитались одного из орденских знаков с бриллиантами. С аукционов в 1989г. было продано много ценных икон.

Конечно, были и поступления образцов современного ювелирного искусства, якутских алмазов, коллекции золотых и платиновых самородков. Но гораздо больше уникальных произведений искусства ушло в частные коллекции и музеи разных стран мира. Неизвестно местонахождение многих бесценных творений рук человеческих.

Сегодня Алмазный фонд Московского Кремля – это государственное собрание уникальных драгоценностей и произведений ювелирного искусства, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность. И, несмотря на многолетние распродажи, оно одно из богатейших собраний в мире. Попытки сохранить накопленное поколениями богатство Алмазного фонда продолжаются.

История Алмазного фонда Кремля

Меньше всего спокойными можно назвать в России конец 17 – начало 18 века. Под гром пушек царь Петр I прорубал окно в Европу, основав на берегах Невы Санкт-Петербург. Петр I круто менял жизни своих подданных: насильно вводил европейские обычаи, чтобы превратить русское государство в Великую Российскую империю. По примеру европейских монархов Петр стремился строго регламентировать все стороны жизни создаваемой им империи.

В 1719 году Петр подписывает указ о принадлежащих российскому государству вещах, где говорится, что хранящиеся в дворцовых покоях сокровища не являются собственностью русских монархов, а принадлежат государству как общенациональное достояние. Драгоценные предметы должны были храниться в специальном помещении, закрытом на три замка, ключи от которых находились у трех разных должностных лиц. Только получив личное распоряжение императора, придворные собирались вместе, чтобы торжественно отомкнуть замки и достать необходимые для парадного выхода монарха государственные регалии или редкостные украшения. После торжеств драгоценности возвращались обратно. Таким образом, из многочисленных личных драгоценностей царствующих особ было выделено собрание предметов, имевших значение государственной собственности, олицетворяющих могущество, славу и богатство Российской империи. Организация особого отдела камеральной части юридически оформило превращение частного собрания драгоценностей в государственное хранилище.

Август 1914 года. Россия вступает в войну, которую потом назовут Великой Первой Мировой, Первой Империалистической, несчастной и трагической для Российского государства и народа. Государственные регалии, короны и драгоценности срочно и тайно вывозятся в Москву и передаются в распоряжение московского дворцового управления. Восемь сундуков с ценностями из бриллиантового кабинета Эрмитажа были спрятаны в подвалы Оружейной палаты Кремля, где они пролежали в безвестности долгие годы.

Февраль 1917 года, революция в России. Сначала свергают царя, а через восемь месяцев, в октябре, в результате военного переворота, к власти приходят большевики. Вскоре начнется братоубийственная Гражданская война, самая жестокая из войн. Гибнут сотни тысяч человек, разоряются дворцы и усадьбы. Красногвардейцы ведут артиллерийский огонь по Кремлю. То, что уничтожается ценнейший памятник в истории культуры народа, не в счет, ведь там засели люди, нежелающие подчиниться новой власти: «Кто не с нами, тот против нас!».

Как ни странно, в суматохе революции и Гражданской войны государственные регалии Российской Империи и коронные драгоценности долго оставались не обнаруженными. Ящики из бриллиантового кабинета оказались заваленными под многочисленными новыми грузами, которые доставлялись в Москву из Петрограда. Там они и пролежали до 1922 года. В 1922 году во всех музеях страны начали работать, так называемые, научно-художественные экспертные комиссии. Их главной задачей было выявление предметов высокой материальной ценности для продажи за рубеж, чтобы вырученные от их продаж деньги направить на нужды государства. В том же 1922 году Ленин подписывает декрет о «Создании Гохрана», учреждения для учета и хранения всех запасов драгоценных камней и благородных металлов страны. В него поступают наиболее значительные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Попали туда и ценности бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, обнаруженные в подвалах Оружейной палаты в апреле 1922 года. Для их изучения была создана специальная комиссия под руководством академика Александра Ферсмана. Члены комиссии прилагали все силы к тому, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода. По результатам работы комиссии был составлен четырехтомный труд «Алмазный Фонд СССР», включивший подробное описание всех драгоценностей династии Романовых, вывезенных из бриллиантового кабинета Эрмитажа.

В начале 20-х годов вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий России. У законных владельцев изымаются ценности, из церквей вывозятся золотые и серебреные вещи, дорогие предметы культа и даже иконы, а сами церкви превращаются в клубы или складские помещения. В специальных мастерских Гохрана из уникальных ювелирных изделий выламываются драгоценные камни, чтобы отдельно продавать бриллианты, жемчуг и благородные металлы. Для этого в Гохране были установлены плавильные печи и кислотные лаборатории. Каждая вещь XVIII-XIX веков, дожившая до наших дней и оставшаяся в России, событие невероятное.

Выставочные залы антиквариата – все это приготовлено для продажи за рубеж:

Советские распродажи ценностей за рубежом стали нормой. Подробности и масштабы этих распродаж и по сей день остаются тайной. Безудержный сбыт большевиками антиквариата и драгоценностей не обошелся без скандала. В начале 1925 года на аукционах Амстердама, Антверпена, Берлина, Лондона были узнаны коронные драгоценности династии Романовых. Разразился политический скандал. Стране срочно требовались деньги, но получать кредиты не удавалось. Политические и деловые круги Запада были уверены в том, что ценностей в России не осталось, все разграблено и распродано, а кредиты даются под солидное обеспечение.

Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов выставку Алмазного Фонда, куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом. Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии.

Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

В 1967 году Советский Союз праздновал 50-тилетие Октябрьской Революции. Чтобы предоставить возможность высоким гостям, приехавшим на праздник, ознакомиться с сохраненными сокровищами Российской короны, было решено открыть временную выставку Алмазного Фонда. Выставка вызвала огромный интерес и неоднократно продлевалась, пока специальным постановлением правительства за ней не был закреплен статус постоянной экспозиции. Выставка не стала музеем, она неприкосновенная часть государственного золотовалютного запаса страны и осталась в подчинении министерства финансов. Экспозиция разместилась в двух небольших залах. В первом зале современные отечественные коллекции. Во втором собрание коронных ценностей и регалий Российского государства.

Алмазный фонд Московского Кремля

Среди достопримечательностей Москвы одно из главных мест занимают музеи. Удивительные экспонаты можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля, который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.

Из истории Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний. Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже – Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным. В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие – в Государственное хранилище ценностей – Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.

Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, а также алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами, орденскими знаками и другими драгоценными изделиями. Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, выполнявшая реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметов императорской семьи. Так, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.

Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом представлены драгоценности – алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине можно увидеть карту России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. Также в зале представлено современное искусство. В центре – самородки золота и платины – известные «Большой треугольник», «Верблюд» и «Мефистофель». Во втором зале можно увидеть исторические ценности.

Экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Среди самых известных экспонатов – императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр.

Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее – тёмно-красная шпинель (398, 72 кар). Длина нижней окружности короны – 64 см. Высота с крестом – 27,5 см.

Золотая Держава – гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков – индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Державы – 861 грамм, высота с крестом – 24 см.

Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии – Алмаз “Орлов” в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага – белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» – один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев – цепи.

Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них – брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

При подготовке раздела использованы фотографии сайта Гохран России.

Алмазный фонд

ГЛАВНОЕ

  • Самый «дорогой» музей России, где хранятся ювелирные изделия, ордена и царские регалии, природные алмазы и самородки драгоценных металлов.
  • Коллекция фонда начала создаваться в XVIII веке при Петре I, когда для ценностей государственной казны было выделено специальное помещение и охрана.
  • Уникальная коллекция самородков, одна из самых больших и старейших в мире.
  • Самый крупный в мире золотой самородок «Большой треугольник» весом 36 кг, исторические ценности, а также карта России, сделанная из бриллиантов.
  • Большая императорская корона Екатерины II, украшенная 5 тысячами бриллиантов, 2 нитками крупных индийских жемчужин и гигантской красной шпинелью.
  • За билетами, которые продаются в кассах в Александровском саду, лучше обращаться в утренние часы, так как количество посетителей ограничивается.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Алмазный фонд московского Кремля — один из самых посещаемых музеев Москвы. Ведь вне зависимости от возраста, пола, интересов каждому хочется увидеть кусочек сказки! Наверняка при словах «Алмазный фонд» вы представляете себе горы алмазов, блеск и сияние, настоящую пещеру Али-Бабы! В Алмазном фонде действительно хранятся природные алмазы и самородки драгоценных металлов. Основная же часть его собрания – потрясающей красоты ювелирные изделия различных эпох, шедевром среди которых считается корона Российской империи. Здесь же — ордена и многочисленные царские регалии. По драгоценностям собрания можно проследить историю развития России за последние 300 лет. И по уникальности коллекции, и по ее материальной ценности Алмазный фонд является, возможно, самым «дорогим» музеем России.

Алмазный фонд охраняется Федеральной службы охраны, которая также охраняет президента России. На выставку пропускают сеансами каждые 20 минут. Количество человек, посещающих фонд в течение одного сеанса, ограничено. Поэтому приобретать билеты в кассах Кремля в Александровском саду лучше в утренние часы: в летний сезон или в дни каникул все билеты на текущий день могут быть быстро распроданы. Фотографировать в Алмазном фонде не разрешается.

История создания Алмазного фонда

История фонда начинается в XVIII в., в 1719 г. по указу императора Петра I. Испокон веков государственная казна владела большим количеством ценностей, которые подлежали особой охране. Петр повелел сделать опись всех реликвий и выделить для них специальное помещение, где они находились бы под постоянным наблюдением. Эту комнату стали называть Бриллиантовой, или Алмазной.

В XVIII в. было создано немало великолепных ювелирных украшений. В этот период российский престол занимали в основном женщины, и, вероятно, поэтому именно драгоценные украшения демонстрировали социальный статус и служили атрибутом власти. Особой пышностью отличались сначала двор императрицы Елизаветы Петровны, а потом императрицы Екатерины II. В правление Екатерины II Бриллиантовая комната вообще переместилась в парадную опочивальню императрицы. В ту эпоху в России жили и работали такие всемирно известные мастера ювелирных дел, как И. Позье, династия Дювали, Г. Экарт. Ими были созданы произведения ювелирного искусства, ценные не только обилием драгоценностей, но и исключительной тонкостью работы мастера.

Со времен Екатерины II до наших дней дошла еще одна важная часть коллекции Алмазного фонда. Будучи просвещенной императрицей, она увлекалась науками, в том числе минералогией. В результате в состав фонда вошла богатейшая коллекция минералов, собранная самой Екатериной II.

Представители династии Романовых осознавали исключительную ценность императорской коллекции драгоценностей, и даже в самые тяжелые для государства времена она оставалась нетронутой. В начале Первой мировой войны, когда фронт стал приближаться к Санкт-Петербургу, коллекция была вывезена в Москву. Там ее разместили в Коронном зале Оружейной палаты. К сожалению, приход к власти большевиков в 1917 г. стал роковым для императорской коллекции драгоценностей. Подобно тому, как во время Великой Французской революции были уничтожены великолепные произведения искусства, связанные с королевской властью, в советской России императорские драгоценности также ассоциировались с царизмом, а их культурно-историческое значение интересовало лишь ученых. И вскоре на частных аукционах множество бриллиантов и произведений искусства из российских фондов перешли в руки зарубежных коллекционеров за не сравнимые с реальной ценностью этих шедевров деньги. Из известных экспонатов Алмазного фонда в те годы были проданы или утеряны: диадема «Русская красавица», Грузинская корона, более десяти пасхальных ювелирных яиц Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, одна из малых императорских корон.

В 1950-е гг. начался новый период в жизни Алмазного фонда. Страна сделала шаг вперед в освоении природных недр, в 1954 г. была открыта первая алмазная трубка, были открыты еще несколько алмазных месторождений в Якутии. В Государственное хранилище начали поступать самые значительные экземпляры алмазов. Одновременно Алмазный фонд начал пополняться экспонатами — символами советской горнодобывающей промышленности и мастерства ремесленников-ювелиров. В 1967 г. к 50-летию советского государства в здании Оружейной палаты московского Кремля была открыта временная экспозиция Алмазного фонда. Руководители страны предполагали по окончании выставки вернуть экспонаты в Государственное хранилище, но выставка стала культурным событием мирового масштаба, и ее сохранили в качестве постоянной экспозиции. Немного позже заработала ювелирная лаборатория, которая отреставрировала Большую и Малую императорские короны, воссоздала утраченную диадему «Русская красавица» и другие сокровища. В наши дни все камни весом более 50 карат сразу отправляются в сокровищницу. Крупнейший из алмазов, хранящихся в Алмазном фонде, весит 342 карата!

Экспозиция

Экспозиция Алмазного фонда находится в здании Оружейной палаты в двух небольших залах и делится на семь тематических групп. В первом зале представлены россыпи драгоценных камней и самородков, а также современные ювелирные изделия. Отдельного упоминания заслуживают изумруды, которые, благодаря своей редкости, сейчас почти не уступают по своей ценности бриллиантам. Есть здесь и экспозиция уральских самоцветов. Они являются полудрагоценными камнями, но своей красотой привлекают большое внимание посетителей.

В центральной витрине первого зала выставлены самородки золота и платины. Коллекция самородков Алмазного фонда считается самой большой в мире и одной из старейших ‒ ей уже 150 лет. Самородки представляют собой настоящие произведения искусства, созданные самой природой. Так, в Алмазном фонде хранятся самородки Верблюд и Мефистофель, на вид скорее скульптурные, нежели естественные. А золотой самородок Большой треугольник, который весит 36 кг, является самым крупным в мире. В экспозиции первого зала также представлена карта России, выполненная из бриллиантов.

Во втором зале собраны исторические ценности. Посетителям в первую очередь будет интересно узнать о семи драгоценных камнях. Эти три алмаза и четыре самоцвета называют семью чудесами Алмазного фонда. Первый ‒ Алмаз «Орлов», который украшает скипетр российских монархов. Считается, что его первым владельцем был шах Джахан, строитель знаменитого Тадж Махала в Индии. Первоначально вес алмаза составлял почти 400 карат, но после огранки он уменьшился более чем вдвое (189,62 карата). Позже алмаз стал глазом статуи местного божества. Он был украден французским солдатом, который ради этого сменил веру и стал послушником в храме, где стояла статуя. Впоследствии в Амстердаме алмаз был выкуплен купцом, который явился с ним к российскому двору. Здесь историки расходятся во мнениях. Есть романтическая версия: граф Орлов приобрел алмаз, чтобы сделать роскошный подарок императрице. Но, скорее всего, Екатерина II сама попросила своего фаворита подарить ей этот камень, так как ходили слухи о его волшебных свойствах, которые проявляются только если камень получен в дар. Так или иначе камень, получивший имя фаворита императрицы, занял свое место на царском скипетре. Изображение этого скипетра присутствует на гербе Санкт-Петербурга.

Алмаз «Шах» является кристаллом с желтым отливом. Он не подвергался огранке, но на нем видны именные надписи прежних владельцев. История этого алмаза достаточно печальна. В XIX в., во время правления императора Николая I, в персидском Тегеране произошли антироссийские волнения, в результате которых были убиты служащие русского посольства, в том числе известный литератор А.С. Грибоедов. Алмаз «Шах», одно из главных сокровищ персидского шаха, был передан в числе других даров Николаю I в знак сожаления и примирения.

К историческим драгоценным камням-гигантам также относятся: плоский портретный алмаз, гигантские шпинель (почти 400 карат), изумруд, сапфир и хризолит. Красная шпинель находится в Большой императорской короне; колумбийский изумруд венчает брошь; цейлонский сапфир ‒ самый крупный сапфир в мире.

И, наконец, экспонат, который невозможно обойти стороной: великолепная Большая императорская корона, созданная к коронации Екатерины II. Ранее существовала традиция создавать «персональные» драгоценные короны специально для коронации, после чего они снова разбирались на камни. Однако корона Екатерины II стала шедевром, который невозможно превзойти, и ее потомки короновались только ею. Корона была создана в 1762 г. Георгом Фридрихом Экартом и Жереми Позье. Ее украшают почти 5 тысяч бриллиантов, 2 нитки крупных индийских жемчужин и гигантская красная шпинель ‒ один из семи исторических камней Алмазного фонда. Шпинель эффектно помещена в центре, чуть ниже креста. Вес короны составляет более 2 кг. К коронационным регалиям также относятся Малая корона, чуть более скромных размеров и оформления, скипетр с алмазом «Орлов», держава с цейлонским сапфиром, большая цепь, пряжка-агаф и звезда ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Алмазный фонд Кремля: история, экспозиция, экскурсии и режим работы

Удивительные экспонаты, самородки драгоценных металлов, драгоценные камни, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля, который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.

Основу Алмазного фонда Кремля составляют императорские регалии, драгоценные камни и изделия, которые были накоплены в царских сокровищницах на протяжении столетий. Интересно, что эти ценности не были собственностью царей, а принадлежали государству, так как приобретались на деньги казны. Алмазный фонд занимает два зала в здании Оружейной палаты Московского Кремля.

История алмазного фонда

Коллекция начала формироваться еще в XVIII веке. Петр I издал указ о сохранении вещей, «подлежащих государству». Согласно указу, наиболее значительные государственные предметы должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, а всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия).

После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета. Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.

Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами, орденскими знаками и другими драгоценными изделиями.

Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, которая выполняла реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметов императорской семьи. Таким образом, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.

Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом – представлены драгоценности: алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине – карта России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. В зале представлено и современное искусство. В центре – самородки золота и платины, такие как, «Большой треугольник», «Верблюд», «Мефистофель». Во втором зале расположены исторические ценности.

Главные экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Самые известных экспонаты фонда – это императорские символы власти: Корона, Держава и скипетр, а корона Екатерины II, изготовленная для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее – тёмно-красная шпинель.

Золотая Держава – гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков – индийский алмаз. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения.

Скипетр со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Стоит отметить, что эти три реликвии – Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага – белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» – один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев – цепи.

В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Интересно, что бриолеты – удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно и при малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень диадемы – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. По мнению ученых, родиной камня была Бирма. Так же интересна его история: этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Коллекция фонда состоит из ста одного золотого самородка из разных месторождений России. Она представляет огромный научный интерес и материальную ценность.

В музее представлены современные работы, они выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством. Среди них – брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Подробнее ознакомиться с экспонатами Алмазного фонда можно при посещении выставки.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Режим работы Алмазного фонда в 2018 г.

Режим работы Алмазного фонда с 10:00 до 17:20. Обед – с 13:00 до 14:00.
Сеансы посещения – каждые 20 минут.
Четверг – выходной.
Билеты продаются в экскурсионно-кассовом павильоне в Александровском саду у Кутафьей башни.

На официальном сайте Алмазного фонда доступно бронирование билетов для индивидуальных посетителей. Один посетитель может забронировать до 4-х билетов, которые необходимо выкупить в кассе в Александровском саду не позднее 1 часа до времени начала экскурсии. В противном случае бронь аннулируется.

Чтобы попасть в Алмазный фонд надо пройти через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом – отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Если у Вас нет возможности приехать лично на экскурсию в Алмазный фонд, не расстраивайтесь!

На официальном сайте фонда доступен виртуальный тур по музею, где Вы сможете посмотреть основные экспонаты музея.

Экскурсии в Алмазный фонд Московского Кремля

Перед входом в залы Алмазного фонда посетителей проверяют на металлоискателе. Входить в зал с телефонами, фото- и видеоаппаратурой запрещено. Все вещи необходимо сдать на вешалку. Посетители останавливаются у витрины, и экскурсовод рассказывает об экспонатах. Затем все подходят ближе к витрине и рассматривают драгоценности. Продолжительность экскурсии – 40 минут.

Контакты:

103073, Москва, Кремль. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

Телефон Алмазного фонда:

Официальный сайт Алмазного фонда Московского Кремля:
Выставка Алмазный фонд принадлежит Гохрану России. Информацию о выставке можно узнать на сайте Гохрана

Ссылка на основную публикацию