Камея Гонзага и другие шедевры из агата – история, полезные свойства и описание камня

Камея и ее история

Камея – это символ утончённой красоты. Это произведение искусства, в котором тонкое изящество, отточенность форм, красота и совершенство.

Камеи – античные произведения искусств, которые олицетворяют идеал гармоничного и прекрасного, созданного человеком.

Чтобы рассказать историю камеи, дадим определения некоторым терминам, которые в наших описаниях могут понадобиться.

Глиптика – искусство резьбы по камню.
Геммы – это камеи и инталии.
Камеи – резные камни с изображением, исполненным в рельефе.

Инталии – камни или геммы с углубленным изображением. С давних-давних времён они служили печатями.


Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат. Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков. Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.

Откуда родом камеи? – Из Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.



А после походов Александра Македонского новые, разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм. Инталии чаще использовались как печати, а камеи стали предметом роскоши. Они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду царей, жрецов и знати. Дорогими восточными минералами стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и прочую дорогую утварь. Сохранившиеся до наших дней изделия, созданные мастерами по заказам могущественных мира сего, поражают своей красотой, тонким художественным вкусом.

В античном искусстве мастера глиптики были в особом почёте. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню. Многие из знати коллекционировали резные камни. Например, царь Митридат Евпатор имел огромную коллекцию, которая пользовалась большой известностью.

Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Насколько велик труд вырезания камей можно объяснить. Ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, такие, как агат, достаточно твёрдые, твёрже металла, – и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы, например, «наксосский камень», порошок корунда, алмазная пыль. И когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок.

Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображения. Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников – живописцев. Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.

Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.

Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена этим занятием. И как-то в письме к одному из французских просветителей она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть не многие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.

Затем коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати вплоть до 1917 года. И сейчас коллекция растёт. Не только археологические экспедиции способствуют этому, но передаются и известные собрания гемм от учёных-минералогов. Например, коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна добавила в Эрмитаж в 1964 году более 260 древних гемм. Следует отдельно отметить всемирно-известную камею, находящуюся в коллекции Эрмитажа, камею Гонзаго, которая появилась в России в 1814 году. Камею подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. В 1542 году впервые упоминается имя владельца этой камеи – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией, камея начала путешествовать. За четыреста лет она семь раз поменяла своих владельцев. Теперь она находится в Эрмитаже.

Камея создана неизвестным мастером в III в. до н.э. в Александрии. На ней изображены монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя. Изображая Птолемея, мастер подчеркнул его сходство с Александром Македонским. На его плече эгида Зевса, шлем монарха явно повторяет шлем бога Ареса. На головах правителей лавровые венки как символ обожествления. Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер великолепно и виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка. В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.

Многие античные камеи отличаются утонченностью и изысканностью, на них часто можно встретить мифологические сюжеты. Поражает необыкновенное мастерство резчиков – их умение изобразить сложные многофигурные композиции, найти нужный ритм рисунка и придать динамичность миниатюрным сценкам. Кроме монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героика тем и пафос образов. Богиня Победы – любимый персонаж в глиптике.

Культура Древней Эллады была воспринята и Римом. С падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма, многие греческие мастера отдают свой талант династии Юлиев-Клавдиев. Рождается новый стиль. Уже предпочитаются двухцветные рельефы – белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика становится все более сухой, графичной и плоскостной.

Меняются эпохи, меняются отношения к красоте, иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени.

Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.


Какие камеи в нашем современном мире? Есть ли для них место среди украшений?

Безусловно, есть. И в последнее время камеи особенно стали пользоваться популярностью. Сегодня, как и в Викторианскую эпоху, камеи украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни. Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть и часовая компания Breguet, которая использует эту технику, например, в своих часах Reine de Naples. Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат. Она была младшей сестрой Наполеона I и женой его маршала Мюрата.

Так как эти часы не сохранились, дизайн их был восстановлен по описаниям, находящихся в архивах компании. Почти 10 лет назад часы «Королевы Неаполя» снова начали отсчитывать время. А затем появилось ещё множество вариантов этих часов, но первая модель в виде камеи-ромашки появилась в 2008 году. И сейчас в канун двухсотлетия модели марка Breguet выпустила уникальные версии часов специально для России. Появились часы с камеями, где Пётр I на коне, профиль А.С. Пушкина, образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины в верхней части циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка – из сапфирового стекла. Все перечисленные часы созданы в одном экземпляре.

И так, камеи снова популярны и являются обязательным предметом в гардеробе ювелирных украшений. В них соединилась красота восточных минералов с высоким гением Эллады, красота Человека и Природы.

Камея Гонзага

Камеи, то есть геммы с выпуклым изображением, появились к концу IV века до нашей эры, а родиной их считается Александрия. Поначалу камеи резали на многоцветном сардониксе, но вскоре в дело пошли драгоценные «дары Востока» – аметисты и топазы, гранаты и аквамарины, гиацинты, сапфиры, изумруды…

Искусство резьбы по камню у археологов получило наименование «живописи в камне», и действительно, роскошные многоцветные камни с их эффектным соединением колорита и пластики очень близки к живописи.

Редкость минерала, высокую стоимость камня и многолетнего труда уникальной работы талантливых мастеров мог оплатить только очень богатый заказчик. В этом же заключается и причина того, что крупные камеи чаще всего прославляли властителей древнего мира. Высшим шиком среди аристократов того времени стало иметь собственную дактилиотеку – коллекцию резных камней.

Многие камеи, прежде чем попасть в Эрмитаж, сменили немало владельцев, и историю некоторых из них можно проследить вплоть до XV века. Небольшую коллекцию гемм для Кунсткамеры приобрел в Голландии еще Петр I, но Екатерина II пошла дальше и создала в Петербурге гигантский кабинет «антиков», как в то время называли резные камни. Размах приобретений царицы был настолько велик, что она сама в шутку окрестила его «обжорством», «камейной болезнью», а свое огромнейшее собрание гемм – «бездной».

Самой знаменитой камеей Эрмитажа является, конечно же, «Камея Гонзага» работы неизвестного мастера. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в инвентарном каталоге собрания Изабеллы д’Эсте – супруги Людовико Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».

Другое известие о камее принадлежит великому фламандскому художнику Питеру Пауэлу Рубенсу. Знаменитый живописец в 1600—1608 годы работал в Италии, где и увидел драгоценную камею: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта – прекраснейшая в Европе».

Разные люди в разные эпохи в персонажах камеи видели разных лиц. Например, итальянская знать эпохи Возрождения считала, что на резном камне изображен император Август. Наиболее вероятными персонажами камеи считались дерзкий повелитель мира Александр Македонский и его мать. Сейчас уже установлено, что на камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя, а вот имя создателя знаменитого шедевра скрыто от нас временем.

За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». После смерти королевы камея попала к кардиналу Д. Аццолино, а в 1798 году хранилась в Ватикане – в библиотеке папы Пия VI. Возможно, она так бы и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «…из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия».

Один из очевидцев того времени впоследствии описывал, как ворвавшиеся в библиотеку Ватикана солдаты «среди прочих редкостей уничтожили знаменитого «Теренция» Бембо, самую драгоценную рукопись, стремясь овладеть ее золотым окладом». Такая же участь могла ожидать и «Камею Гонзага», и спасло ее только то, что она была вырезана из сверхтвердого минерала. Солдаты интересовались лишь драгоценными камнями, и, возможно, камею у них выкупил контролер Мешен, сопровождавший направленный к Неаполю корпус.

В 1799 году под натиском армии А.В. Суворова французские войска отступили, и камея вместе с ними попала во Францию. Так она оказалась в руках Жозефины Богарнэ, первой жены Наполеона, и хранилась в ее резиденции под Парижем. Хранилась до 1814 года – вплоть до вступления в Париж союзников.

В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарнэ положение и доходы, Жозефина подарила русскому царю этот шедевр древней глиптики. Осенью 1814 года государь передал «Камею Гонзага» в Эрмитаж, и Г. Келер, бывший тогда директором «Кабинета антиков», извещал русскую публику: «Сей камень – единственный в своем роде… по древности своей и по мастерской отделке… Он принадлежит к весьма малому числу, какие только до нас дошли».

Действительно, таких крупных камей (высота ее – 15,7 сантиметра, ширина – 11,8 сантиметра и высота рельефа – 3 сантиметра) в мире насчитывается всего несколько штук. Как уже говорилось, на ней изображены Птолемей Филадельф, правитель эллинского Египта, и его жена Арсиноя.

В лицах Птолемея и его жены нет портретного сходства, это образы условные, идеальные. Глядя на спокойный и довольно мягкий профиль Арсинои, трудно представить истинный характер и темперамент этой властной женщины, энергично добивавшейся своей цели и не слишком разборчивой в средствах.

Брак между Птолемеем и Арсиноей был окружен особым ореолом святости: Птолемей был обожествлен еще при жизни, Арсиноя – вскоре после своей смерти. Культ их и привел к появлению камеи – парного портрета с профильным изображением, когда одно лицо выступает из-за другого и контуры силуэтов почти созвучны. Такая композиция четко и лаконично выражает единство изображаемых, и в дальнейшем она получила широкое распространение.

Лица царя и царицы изображены на сером фоне. Профиль Птолемея словно освещен ярким светом, а голубовато-белое лицо Арсинои как будто покрыто легкой тенью. В камее удачно использованы фактура и цвет трех различных слоев камня. Гладко отполированная поверхность прекрасно передает блеск металлических деталей шлема Птолемея. Тонкий слой камня, слегка просвечивающий голубизной, придает лицу властной Арсинои утонченную нежность. В то же время волосы и листья венка на голове, исполненные в более высоком рельефе, остаются матово-белыми и хорошо оттеняют бледность царицы.

Блеклой, желтовато-розовой линией проходит полосочка ожерелья на шее обоих супругов. У Птолемея она дополнена странным коричневым завитком: это след позднейшей реставрации, попытка скрыть, что камея была сломана пополам.

Редкая красота камня, торжественная манера исполнения, героическая трактовка образов – все делает «Камею Гонзага» одним из самых выдающихся памятников античного искусства. Она вдохновляла поэтов и художников, привлекала пытливое внимание антикваров, восторженные похвалы ей исходят от самых разных ценителей. Некоторые относят «Камею Гонзага» к числу тех шедевров, до которых так и не смогло возвыситься современное искусство.

Труд безымянного греческого мастера III века до нашей эры поистине граничил с подвигом. Для завершения такого рода работы требовались годы, ведь агат по своей твердости превосходит и сталь. Резьба производилась с помощью порошкообразного корунда и требовала чрезвычайного внимания и терпения. Рассказывают, что в древности на создание больших камей уходило столько же времени, сколько в средние века на возведение готического собора. Уже в новое время резчик А. Давид проработал над камеей «Апофеоз Наполеона» (высота ее 24 сантиметра) пятнадцать лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое камея? История камеи от древности до настоящего времени

История камеи

Камея – это украшение, вырезанное из драгоценных или полудрагоценных камней. В отличие от инталий, у которых изображение углублено, камеи всегда имеют выпуклые изображения. Искусство изготовления таких украшений называется глиптика.

Камеи получили распространение еще в античном мире. Для них выбирали специальные камни – яшму, агат, сардоникс – с ровными прямыми слоями. Из светлых слоев вырезали фигуры и портреты, а более темные оставляли как фон. На камеях изображали греческих, римских героев, богов и богинь, поэтов и философов. Носили камеи как женщины, так и мужчины. Ими награждали воинов за бесстрашие в сражениях.

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится всемирно известная “Камея Гонзага”, вырезанная на трехслойном ониксе (сардониксе). Ее по праву называют жемчужиной глиптики. Она изготовлена мастером III в. до н.э. в Александрии. На ней в профиль изображены царь Птолемей II Филадельф с женой-сестрой Арсиноей.

История этой камеи длинная и запутанная. Известно, что в середине XVI в. она находилась в сокровищнице герцогов Гонзага в Италии, и после неоднократной смены хозяев попала в руки Наполеона Бонапарта. В 1814 г. в Париже его жена Жозефина преподнесла камею в дар императору Александру II, по приказу которого ее передали на хранение в Эрмитаж.

С захватом Рима варварами искусство изготовления камей было надолго забыто. Интерес к ним возник снова в эпоху Возрождения. Популярными сделались изображения знаменитых современников, выполненные в стиле античных камей. Мастера часто вставляли камеи в оправы из золота, многоцветных эмалей, обрамляли драгоценными камнями. Королева Англии Елизавета любила дарить камеи со своим изображением, выполненные из сардоникса, причем некоторые были настолько малы, что их использовали для украшения колец, несколько большие часто служили медальонами. Да и сама королева любила носить камеи. Это было модно среди знатных дам того времени.

Камея с изображением Елизаветы I

Камеи вновь вошли в моду в конце XVIII в. Популярность камей способствовали завоевательные походы Наполеона в Италию и Египет, откуда император привез множество украшений в классическом стиле – гемм. Если верить портретам, знатные дамы украшали ими свои наряды, в частности, супруга Наполеона императрица Жозефина. (Обратите внимание, камеи есть в украшении на голову и украшении на платье).

Портрет императрицы Жозефины, жены Наполеона Бонапарта

Тогда же завоевали популярность камеи, вырезанные из перламутровых створок раковин.

Появились и новые материалы для изготовления камей: например, вулканическая лава различных оттенков – белого, бежевого, оливкового, серого, коричневого. Шотландец Джеймс Тассье предложил отливать камеи из разноцветного стекла и оправлять их в серебро и золото. На фарфоровой мануфактуре Веджвуд в Англии наладили производство камей из фаянса белого и синего цветов. Их делали круглой, овальной, восьмиугольной формы, обрамляли золотом и серебром.

Камея из перламутра

Камея из фарфора

Камея из вулканической породы

В России особенной популярностью камеи пользовались в начале XIX в. Их вставляли в броши, медальоны, кольца, осыпали бриллиантами, изумрудами. На них изображали античные сюжеты, а также русских императоров и императриц. При этом камни и сюжеты соответствовали назначению. Так, траурные камеи изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Персефону, похищенную богом мира умерших Аидом. Свадебные делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи – символом верной любви. На аквамарине вырезали морские сюжеты или фигурки Нептуна и тритонов. На аметисте, который якобы предохранял от опьянения, – бога веселья и виноделия Бахуса. Юристы и судьи носили украшения из кроваво-красной яшмы.

Начало XX в. – время начала массового производства камей из раковин. Славилась этим Италия. Но многие из них были подделками – из раковин белого цвета вырезались головки, которые затем наклеивались на раковину розового тона или на агат. А вскоре придумали делать камеи, отлитые их пластмасс, – брошки и медальоны для бедных.

Такие камеи – наиболее распространенные в настоящее время и наиболее бюджетные из всех.

Спасибо за внимание!

Если Вам понравилась статья, пишите комментарии. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Камея Гонзага и другие шедевры из агата – история, полезные свойства и описание камня

Войти

Агат – это полудрагоценный камень, очень распространен в мире и известен многим культурам уже более 6000 лет.

Происхождение агатов до сих пор окончательно не выяснено. Существуют разные теории происхождения как самих агатовых жеод, так и тонкой полосчатости халцедоновых слоёв в агатах. Предполагается, что агаты медленно формировались в условиях, обеспечивающих протекание периодических процессов, связанных либо с диффузией истинных растворов и их пересыщением, либо с раскристаллизацией гелей кремнезёма, либо с полимеризацией кремнезёма при образовании халцедона. Зоны агатов могут иметь толщину до 1,5 мкм.

Агат — это разновидность кварца. Он очень разнообразен по своему внешнему виду. Чаще всего агат имеет характерные полосы, по которым его можно безошибочно отличить от других камней. Границы слоев у него иногда четкие, иногда еле заметные, а слои могут быть разных оттенков одного цвета или разных цветов (например, с оранжевой полосой сердолика между типичными для агата серыми полосами).

Чем необычнее и ярче рисунок камня, чем эффектнее выглядят включения (особенно аметиста и горного хрусталя) и чем четче границы слоев, тем выше его качество и стоимость.

У каждого вида агата есть свое название, например сардоникс, карнеол-сардоникс, нерахитовый оникс, арабский оникс, бастионный агат, дендритовый камень, ласточник, совиный глаз. По цвету слоев, образуемому ими рисунку, расположению и виду включений и другим очень разнообразным признакам, выделяют многочисленные разновидности агата, хотя шведский химик И. Валлериус еще в 1747 г. отмечал, что перечислить их невозможно, и считал, что в этом нет необходимости. Но всё же по рисунку и окраске выделяют:
– переливт – при волокнистом очертании слоев,
– моховой – с включениями зеленого хлорита,
– бастионный,
– ленточный,
– огненный,
– пейзажный.

Относят агат к полудрагоценным – декоративным, поделочным цветным камням. Некоторые исследователи отмечают, что ценность его в том, что он, как никакой другой камень, рождает ощущение только что приостановившейся жизни минералов. Кажется, что в глубинах мерцающий кристаллами жеоды агата, словно в пещере, длится их таинственный свет.

Плиний Старший – древнеримский ученый – рассказывает об агате, который принадлежал Пирру, царю Эпира, что в нём можно было увидеть “девять муз и Аполлона со своей лирой, правдиво изображенных, но не художником, не человеческими руками, а самой природой…”

На пластинах агата можно увидеть самые разнообразные фигуры и картины – море с низкими тучами, полуразрушенные башни и зубчатые стены древней крепости. На монгольских агатах – холмы пустыни неожиданно расцветающие, словно розы, алыми пятнами, на серо-белых агатах видна холодная нежность северных белых ночей.

Находят агаты в виде миндалин, жил, желваков и других образований. Агатовые месторождения связаны с вулканическими лавами и туфами. Скопления этого самоцвета есть на Урале, Закавказье и Дальнем Востоке в России, Бразилии, США, Индии, Великобритании, Норвегии, Мадагаскаре, Мексике, Чехии, Словакии, Монголии и др. странах.

История агата включает множество древних стран, где он был популярным поделочным камнем; Междуречье, Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Персия, Индия и другие. В древности из агата изготавливали украшения, домашнюю утварь, печати, шкатулки, флаконы, сувениры и прочее.

Чаша. Древний Рим эпохи поздней Империи – чаша. 1588 – оправа. Агат, мрамор, золото, эмаль. Музей серебра, Палаццо Питти

Существует несколько версий возникновения названия этого минерала. Например, некоторые ученые считают, что название «агат» произошло от греч. abates – счастливый. Другие утверждают, что минерал получил название от сицилийской реки Ахатес, в которой его добывали в древности.

Именно агаты применяли и в глиптике – искусстве резьбы по камню, в котором высокого мастерства люди достигли еще во втором тысячелетии до нашей эры. С того времени сохранились удивительные образцы такого уникального творчества, которые и сейчас можно увидеть в музейных собраниях и частных коллекциях. Это и древние вавилонские печати со скарабеями, львами и сфинксами, броши и перстни с плоской или чуть выпуклой формой огранки.

Александр и Олимпиада. III век до н.э. Сардоникс. Флоренция, Нац. археологический музей.

Среди коллекционеров очень ценятся греческие и римские геммы из многоцветного агата. Искусно снятый мастером верхний слой камня подчеркивал изысканную резьбу, которая еще более эффектно смотрелась на фоне следующего слоя другого цвета. Вершиной глиптики стало изготовление камей.

Император, приносящий жертву Надежде (камея). II-IV век н.э. Оникс, металл, позолота. Флоренция, Нац. археологический музей.
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.
Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный оникс. 19 × 23 cm.

Кстати, камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе. В изысканных камеях рельеф подчеркивался игрой ярких тонов и их нюансов. Варьируя толщину белого слоя агата так, чтобы сквозь него просвечивал темный нижний слой, мастер мог добиться иллюзии светотеневой моделировки.

Камея, 12 век; оправа – конец 16 века. Агат, золото, жемчуг.

Многие королевские дома Европы обладали огромными коллекциями гемм и камей. Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности.

Камея “Александр Македонский”

Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.

Агат очень любили и в средневековье. Он считался камнем, приносящим удачу и вызывающим на своего владельца Божью милость. Церковные иконы, алтари, литургические сосуды и епископские регалии средневековья украшаются агатами.

Панагия с изображением Богородицы XIV век.
Камея, 12 век; оправа – конец 16 века. Агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.

Вновь возрождается античное искусство вырезать камеи, которые ценятся в то время необычайно. Ведь на изготовление одной камеи уходили месяцы, а иногда и годы. Итальянские мастера, наставляя своих учеников, любили им повторять, что для создания больших камей из агата, превосходящего своей твёрдостью сталь, необходимо столько же времени, сколько для возведения готического собора.

Флорентийский мастер. Камея Портрет Козимо Медичи Старшего. 1465-1475, раковина, серебро, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти
Доменико Кампаньи. Портреты Козимо Первого и Элеоноры Толедской. Камея. Около 1574 года. Палаццо Питти. Музей серебра. Флоренция.

В семнадцатом – восемнадцатом веках в момент расцвета барокко агат тоже излюбленный материал. Причудливые пудреницы, шкатулки, подсвечники, изготовленные из агата, становятся неотъемлемой частью интерьера тех времен.
В Эрмитаже можно увидеть множество уникальных шедевров, вырезанных на агате – головы Медузы и Зевса, “Похищение Ганимеда”, “Леда и лебедь” и многие, многие другие.

Голова Медузы. XVI в. Миланская мастерская. Халцедон, золото, эмали. Флоренция, Национальный археологический музей

Выполненная на сардониксе, камея Гонзага (III в. до н. э. Высота 15,7 см, ширина 11,8 см) занимает среди них особое место.

На камее Гонзага изображен правитель Египта Птолемей II со своей женой Арсиноей. Эти изображения считаются идеализированными образами олимпийских богов. Впервые этот шедевр упоминается в 1542 году в описании сокровищ правителя итальянского города Мантуи Людовика Гонзага. За свою долгую историю камея сменила немало владельцев: была собственностью королевы Швеции Христины, долгое время хранилась в библиотеке Ватикана, побывала в руках первой жены Наполеона Жозефины, которая вскоре после разгрома войск мужа подарила камею Александру I в знак благодарности за то, что он сохранил её семейству положение и доходы. Наконец в 1814 году знаменитая камея Гонзага была передана российским императором в Эрмитаж, где она и хранится по сей день.

Ещё одну прекрасную камею, так же выполненную на сардониксе можно увидеть в Оружейной Палате Московского Кремля. Это Панагия Ивана Грозного.

Во времена становления христианства панагиями называли хлеба, испеченные в честь Богоматери. В Древней Руси так именовали сосуды для возношения, освященного в честь Святой Богородицы, хлеба. А позднее панагией стали называть небольшую икону с изображением святого образа, которую можно было носить на груди в виде медальона. Панагия Ивана Грозного окружена золотой оправой, украшенной 4 сапфирами и 4 крупными жемчужинами. В центре резной камеи изображен Иоанн Предтеча в виде крылатого Ангела Пустыни.

Самая большая камея в мире высотой в 31 см, вырезанная из цельного оникса находится в Париже, в так называемом Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции. Её так и называют: “Камея Тиберия, или Большая камея Франции”.

На ней в три ряда изображено более 20 фигур. В центре – римский император Тиберий, восседающий на троне. Вырезана в пятислойном сардониксе. В центре Тиберий (именно в годы его правления (начало I века н.э.), по оценкам экспертов и была создан этот шедевр) с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
Как и камея Гонзага, “Большая французская камея” имеет богатую историю. Хранящаяся в сокровищнице императора Константина во времена Крестовых походов, камея оказалась в руках предводителя рыцарей Балдуина II, который продал драгоценность королю Франции Людовику IX. В середине XIV века следы уникальной камеи обнаруживаются историками в списке драгоценностей парижского аббатства Сен-Дени. Затем король Филипп VI подарил её Папе римскому Клименту VI, в знак благодарности за оказанную помощь в подготовке к войне с Англией. Впоследствии эта затяжная военная кампания получит название – “Столетняя война”.
Вернуть драгоценную камею в аббатство Сен-Дени удалось благодаря французскому королю Карлу V. Объявленная народным достоянием Великой французской революцией, она наконец попала в Кабинет медалей. Откуда была украдена, переправлена в Голландию, но вскоре все-таки была благополучно возвращена. Наполеон назвал это знаменитое произведение искусства “Великой камеей Франции”.

И ещё об одном знаменитом экспонате Кабинета медалей. Это вырезанный из цельного куска оникса, сосуд диаметром 12,5 см. Шедевр носит название “Кубок Птолемея”. Кубок был создан неизвестным мастером по указу Птолемея II (изображенного на камее Гонзага) и часто использовался при коронации французских королей.

Камея Гонзага

Предполагают, что мужчина — Птолемей II, получивший прозвище Филадельф при любопытнейших обстоятельствах. Филадельф — «любящий сестру». Он и женился на собственной сестре Арсиное II, что, в общем, было в египетской традиции. Так вот, другой профиль на камее, женский, и есть его возлюбленная жена и сестра. Удивительная для нас история никак не отразилась на имени уникальной камеи. Она названа Гонзага при других обстоятельствах.

В новое время камея впервые явилась в инвентарном списке раритетов герцога Гонзага в 1542 году и находилась в Мантуе до 1630 года, переходя по наследству вместе с другими драгоценностями герцога. Наименование «Гонзага» она получила именно отсюда, хотя остается совершенно неизвестным, как ее называли в течение всех предыдущих столетий и тысячелетий, сколько именно хозяев она поменяла.

В результате военных действий камея досталась в качестве трофея Рудольфу II и переехала в Прагу, а затем в Стокгольм уже как шведский трофей. Королева Христина, бывшая тогда на троне, стала самой экстравагантной владелицей камеи Гонзага и носила ее как орден на лацкане своего мундира.

Умерла Христина в 1689 году, и камея досталась герцогам Одескальки, у которых пребывала более ста лет, а затем в 1794 году была продана Ватикану. Папа Пий VI не придал никакого значения истории супружеской пары, изображенной на камне, хотя она шла вразрез с представлениями католической церкви о браке. Да что там: когда вещь имеет художественное значение, такие мелочи не принимаются во внимание.

Однако Папа радовался недолго. В 1796 году Наполеон победоносно прошел по Италии. Пий VI, не разделявший революционных французских идей, был отправлен в крепость Валансе-на-Роне. А многие сокровища Ватикана естественным образом оказались у французов.

Когда Наполеон стал первым консулом, его супруга Жозефина обзавелась пышным двором и великолепными драгоценностями, среди которых и обнаружилась наша знаменитая камея. Не знаем, можно ли верить, но говорили, что камея Гонзага была куплена за 1 500 000 франков.

Вообще пара Жозефина и Наполеон была весьма изящной и странной — начиная с того, что супруга была на шесть лет старше. Жозефина вышла за рядового генерала (это был для нее второй брак), а развелась уже с французским императором. Многие приписывают именно ей счастье его побед. Так или иначе, женщиной она была, без сомнения, незаурядной.

Как известно, Наполеон и Жозефина расстались в 1809 году, и тут-то его мигом покинули и мудрость, и везение не только в личной жизни. Его интересовали теперь исключительно политические союзы, даже если они имели форму брака. Император сочетался браком с австрийской принцессой Марией-Луизой, которая в 1811 году родила ему желанного наследника.

Жозефина же, сохранив титул императрицы и привязанность к Наполеону, поселилась во дворце Мальмезон. Поэтому многие и называют камею Гонзага мальмезонской .

Ослепленный успехами Наполеон вскоре двинулся на Россию. Но счастье, покинувшее его вместе с Жозефиной, не вернулось. Не спас Наполеона от поражения в войне с Россией и знаменитый бриллиант «Питт-регент», который он носил на удачу в эфесе своей шпаги. 18 марта 1814 года союзные войска вошли в Париж. 25 марта Наполеон отрекся от престола.

Александр I был мил и снисходителен. Известно, что он дружил с Жозефиной, поэтому победитель почтил присутствием Мальмезон, и отнесся к ней с особой, подчеркнутой предупредительностью. Тронутая чистосердечным вниманием Александра, Жозефина преподнесла ему замечательную камею.

Удивительно, но, вручив Александру I «Гонзаго», Жозефина попросила у российского императора разрешения сопровождать поверженного Бонапарта на остров Эльбу. Ходили слухи, что она подарила Александру еще и кольцо и предлагала многие другие ценности за эту милость. Российский император с благодарностью принял камею Гонзага, но ехать с Наполеоном не позволил.

По возвращении в Петербург император Александр отдал камею Гонзага в Эрмитаж, где она сейчас и хранится.

Агат — счастливый камень

Агат – камень загадок и фантазий, минерал с уникальными свойствами, талисман всех странствующих и ищущих просветления, муза всех мастеров глиптики и первооткрывателей в декоративном искусстве. Своими неповторимыми узорами камень будоражил воображение мастеров со времён Древней Греции, и продолжает это делать и сегодня. В природе не существует более разнообразного по своим видам и цветам камня, чем агат. Минерал агат был так назван Теофрастом, греческим философом и натуралистом, который обнаружил его на берегу реки Achates.

Смотрите так же:

ИСТОРИЯ КАМНЯ

Агат широко применялся людьми древности для изготовления талисманов и амулетов. У некоторых народов существовало поверье, что этот камень может сделать из своего обладателя невидимку. Также древние верили, что найти агат может только человек, чей дух свободен от злых помыслов.

Украшения с этими камнями были найдены в гробницах шумерских и египетских правителей.
Этот самоцвет обтачивали в форме человеческого глаза и вставляли в глазницы статуй для защиты от злых сил.
Агатовые серьги упоминаются в «Одиссеи» Гомера. В книге это украшение дарит Пенелопе один из ее поклонников.
Голубой агат почитался индейцами Северной Америки как талисман мира и единения.
В древней Греции и Риме из этого минерала часто вырезались печати и камеи. Коллекционировать такие вещицы было принято у знати.

Интерес к агатовым камеям вновь возродился в Средневековье в эпоху Крестовых походов. Рыцари уходили за славой, храня при себе портрет дамы сердца, чей лик был вырезан на самоцвете. Если верить свидетельствам очевидцев, на изготовление большой камеи из агата у мастера могло уйти столько же времени, сколько требовалось для строительства собора. В России агаты начали гранить лишь в конце XVII века. Поначалу из этих камней изготавливали украшения, табакерки и шкатулки. Для работ использовались как местный полудрагоценный камень, так и привозное сырье.
В Европе мода на агат была переменчива, и камень то забывали на несколько десятилетий, то он вновь обретал популярность. С середины XIX века в Европу начали попадать бразильские и уругвайские агаты. Они были отличного качества и интерес к этим камням вновь возрос. В тот период они широко использовались в изделиях ювелирного дома Фаберже.
Благодаря богатству месторождений Южной Америки, цены на самоцвет стали снижаться, и интерес к минералу в высшем свете поутих. В настоящее время украшение с этим полудрагоценным камнем может позволить себе любой желающий.

Агат – даже самый редкий и красивый – недорог. Массовая продукция из агата обычно оценивается в несколько сот рублей за единицу, хотя особенно выразительные изделия могут продаваться по сто-двести долларов. Наиболее ценными считаются бразильский агат, огненный агат, моховый и сапфирин. Камни из разных месторождений отличаются как по узору, так и по характеру окраски.

Коллекционные образцы самоцветного камня тем дороже, чем интереснее форма предлагаемого экземпляра. Распиленная и отполированная миндалина (полость в горной породе), в которой отложились кремнеземные осадки термальных вод, нередко выглядит весьма впечатляюще. Цена такого агата может достигать нескольких сот долларов – особенно если на халцедоновой подложке наросли сростки кристаллов кварца.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

    • Часто агат называют «Оком Творца». Ходит легенда, что однажды чёрный колдун одолел Белого Орла, и глаз птицы, дотронувшись до земли, обратился в камень. И по сей день Белый Орел с помощью этого камня продолжает наблюдать за поступками людей.
    • 1 см² агата может вмещать до 7000 разнообразных слоев.
    • В австрийском музее находится уникальное цельное агатовое блюдо, диаметр которого составляет 75 см.
    • В коллекции Эрмитажа находится известная античная камея Гонзага, первое упоминание о которой относится к 1542 году. Правда, в коллекцию Эрмитажа камея попала лишь в 1814 году.
    • В коллекции Оружейной Палаты Московского Кремля находится Панагия Ивана Грозного. В центре этой агатовой камеи находится изображение Иоанна Предтечи в образе крылатого Ангела Пустыни.
    • В Национальной библиотеке Франции хранится неповторимая «Большая французская камея». Её высота составляет 31 см. Создание шедевра датируется началом I века н. э.
    • В Париже, в одной из коллекций городского музея, находится сосуд, диаметр которого равен 12,5 см. Шедевр выточен из цельного агата и был выполнен по указу самого Птолемея II.

ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА

Подвеска с белым агатом

МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Ещё со времен Древней Греции агат служил надежным талисманом от непогоды. Отправляясь в дальнее путешествие, было принято брать с собой осколок агата, и тогда, верили греки, весь путь будет освещен солнечными лучами. Помимо этого считается, что агат притягивает к себе успех и развивает тонкость чувств. С помощью агата можно выявить обман. Также камень делает своего обладателя более чутким и внимательным к окружающим.Ходит поверье, что чёрный агат передает своему хозяину власть над самим адом. Украшения с этим минералом позволяют избавиться от алкоголизма и даже наркомании.

В Древнем Египте с помощью агатовых изделий люди защищались от грозы. Путешественники, особенно те, кому нужно было пересечь пустыню, сосали небольшие пластинки из этого камня, когда их начинала мучить жажда. Римляне посвятили этот минерал богине садоводства Помоне и во время посадки растений закапывали в землю маленькие шарики, выточенные из агата.
Считалось, что агат помогает сохранить верность возлюбленных друг другу, поэтому когда им предстояла разлука, они обменивались перстнями с агатовой вставкой. Агату приписывались свойства улучшать зрение владельца, делать его красноречивым, прозорливым, даже ясновидящим.

Белый агат считается талисманом для детей, оберегающий от дурного глаза и укрепляющий здоровье. Самоцвет считается символом спокойствия и мира, его можно использовать как амулет от темных сил. Белый агат способствует пробуждению в человеке мягкости, спокойствия, доброты и уверенности в себе. Камнем справедливости считается агат серого цвета. Самоцвет усмирит злобу, уладит конфликты и ссоры, восстановит равновесие. Камнем деятельных и творческих людей считают голубой агат. Минерал способен привнести мир и любовь, а также усилить способности к творчеству. Серо-коричневый агат притянет деньги и поможет подняться по карьерной лестнице. Самоцвет коричневого оттенка защитит от неприятностей и бед. Оберег из этого камня поможет выжить в экстренной ситуации. Желто-бурый агат будет способствовать установлению контактов с необходимыми людьми. Он убережет в дальней дороге. Желтый самоцвет поможет в торговле и будет способствовать улучшению настроения. Агат золотистого цвета способствует творческому подъему и увеличит запас жизненных сил. Минералы красного цвета притянут любовь и семейное счастье.

КАК ОТЛИЧИТЬ ОТ ПОДДЕЛКИ

УХОД ЗА КАМНЕМ

Как и все ювелирные изделия, агат лучше всего хранить в футлярах с мягкой обивкой, которые надежно защищают украшения от прямых солнечных лучей, влажности и пыли.

Камень агат чувствителен к резким перепадам температур, а также к различным химическим веществам.

Чистку этого камня лучше всего проводить раз в месяц с помощью слабого мыльного раствора и проточной холодной воды. После это камень следует протереть мягкой тканью.

Тайны сокровищ Эрмитажа. Мистика камеи Гонзага

Камея Гонзага является одной из самых прекрасных и необычных гемм в коллекции Эрмитажа. В этих удивительных резных камнях соединились утонченная красота природного камня, талант художника и мастерство резчика. Появившиеся в эпоху Античности, они в течение многих веков ценились как изысканные украшения.

Особую красоту и уникальность камеям придает природная особенность некоторых поделочных камней – многослойность. Слои разных цветов позволяют резчику создавать не только объемные, но и разноцветные композиции.

Коллекция камей Эрмитажа, которая начала собирать еще Екатерина II, считается одной из лучших в мире. А жемчужиной этой коллекции, без сомнения, является камея, носящая имя своей первой достоверно известной владелицы маркизы Изабеллы д?Эсте Гонзага.

Тайны прекрасной камеи

Эта камея не только считается одной из самых крупных, ее отличает непревзойденное мастерство резчика. На великолепном трехцветном арабском сардониксе искусно вырезаны два профиля – мужской и женский. На переднем плане ослепительно-белое лицо мужчины. Женский профиль из-за голубоватого оттенка более глубокого слоя камня кажется в тени. А на верхнем слое коричневого цвета вырезаны волосы мужчины, шлем и накидка на плече в виде эгиды Зевса. Разнообразные оттенки камня превращают барельеф в объемное живописное полотно.

Расцвет искусства глиптики характерен для Древней Греции IV–III веков до нашей эры и эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как считают специалисты, камея Гонзага была создана неизвестным мастером в Александрии в III веке до нашей эры. А в Европе она появилась совершенно внезапно в XVI столетии и сразу стала знаменитой. Где камея находилась до этого, в сундуках каких антикваров была спрятана до тех пор, пока не попала в Мантую к супруге маркграфа Франческо II Гонзаго маркизе Изабелле, остается тайной.

Не менее интригующая загадка связана с личностями, изображенными на камее. То, что это портреты царственных особ, не вызывает сомнений. Но кто они? За 400 лет появлялось немало версий по этому поводу. Назывались имена Октавиана Августа и его жены Ливии, Александра Македонского и его матери Олимпиады, Германика и Агриппины Старшей.

В настоящее время большинство искусствоведов считают, что на гемме изображена пара египетских фараонов времен Эллады – Птолемей II и Арсиноя II. Они являлись не только супругами, но и братом и сестрой, что было обычным для Древнего Египта. Этим и объясняется явное сходство мужчины и женщины на гемме.

Жаждущая крови

Камея Гонзага интересна не только как уникальное произведение искусства, но и как артефакт, окруженный мистическим ореолом. Ее иногда называют камеей-вампиром. Согласно легендам, это не обычное украшение, гемма способна оказывать разрушающее воздействие на жизнь и судьбу своих владельцев. Но для этого нужна кровь.

По одной из версий, гемма попала к Изабелле случайно. Маркиза заметила украшение в лавке антиквара, когда тот ударил слугу и капли крови попали на камень. Купив камею, супруга маркграфа с ней не расставалась до самой смерти и потратила много усилий, чтобы выяснить, кто изображен на камне, и что таит надпись на футляре с драгоценностью: «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек».

Изабелла стала раздражительной и подозрительной, она везде видела врагов и даже заказала себе перстни с ядом. Судя по слухам, маркиза нередко использовала их. Что, впрочем, в XVI веке было делом обычным.

После смерти Изабеллы камея отправилась в путешествие по Европе и за 400 лет сменила семерых владельцев.

В огне войн

В 1630 году австрийские войска, вторгшиеся в Италию, разорили Мантую, и камея Гонзага оказывается в сокровищницы Габсбургов в Праге. Но не задерживается там надолго. В 1648 году шведы, захватившие Прагу, увезли гемму в Стокгольм, где она попадает к королеве Христиане Августе. Эта весьма экстравагантная и агрессивная правительница сумела вызвать возмущение знати и духовенства даже в далеко не мирную и благонравную эпоху позднего Возрождения. Христиане пришлось отречься от престола и провести остаток жизни в монастыре, а камея Гонзага оказывается в Риме сначала у кардинала Аццолино, а потом у герцога Браччиано. В 1794 г. ее купил для Ватикана папа Пий VI.

Но через четыре года войска папы терпят поражение от армии Наполеона Бонапарта, и камея в очередной раз становится военным трофеем. Оказавшись у первой жены Наполеона Жозефины Богарне, гемма не принесла ей счастья — Наполеон расторгает брак, чтобы жениться на австрийской эрцгерцогине.

В 1814 году после поражения Бонапарта русские войска вступили в Париж. Галантный российский император Александр оказал Жозефине помощь и поддержку, за что получил в подарок великолепную камею. Так это странное и прошедшее через столько войн украшение оказалось в Санкт-Петербурге в коллекции гемм Эрмитажа.

Действительно ли камея Гонзага в жажде крови притягивает к себе войны и разрушения? Возможно, лишившись хозяина, и выставленная напоказ, она утратила свою мистическую силу? Или эта история всего лишь легенда, придуманная людьми, которые сами развязывают войны, а камея просто великолепное произведение искусства?

Ссылка на основную публикацию
×
×