Камни как регалии династий.
Испокон веков драгоценные камни играли важнейшую роль в качестве династических регалий королей, императоров и царей.
Первый торжественный головной убор после лаврового венка еще на заре Римской Империи был введен императором Аврелианом (214 — 275). Диадема состояла из широкого обруча, унизанного двумя жемчужными нитями и между ними одним рядом драгоценных камней. Императора Константина (306 — 337) можно назвать «изобретателем» первой в истории короны, состоящей из золотого обруча с надетой поверх диадемы. Стемма, как дополнение к диадеме из подвесок из жемчуга и драгоценных камней над ушами, была введена в VI в. А в IX в. в Византийской империи. Во время правления македонской династии стемма получила навершие из 2-х дуг, с Х в. к ним добавили крест.
В конце ХI столетия у монархов появился новый головной убор — «камилавка», произошедший от головного убора греческих и сирийских священнослужителей VII в. От него же произошла папская тиара, парадный головной убор римского папы. Поначалу в камилавке тканевый колпак поддерживался двумя дужками из золота, позже сферой; его украшали свисающие или наложенные на него драгоценные камни и жемчуг. На Западе корона стала эмблемой королевской власти со времен правления короля франков Пипина Короткого (751 — 768). «Корона» (в переводе с греческого «венок») отныне стала синонимом верховной власти.
Германскую императорскую корону в начале XI в. украсил крест. По мере того, как церковь приобретала в ритуалах «помазания» и коронации ведущую роль, ее притязания на королевские регалии значительно усилились.
В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов Большого наряда первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (с 1613 г.) хранятся царский венец, скипетр и держава, изготовленные мастерами Золотого и Алмазного приказа Московского Кремля в 1627 г., украшенные изумрудами, сапфирами, рубинами, жемчугами, с орнаментами из цветной эмали с чеканными барельефами по библейским мотивам.
Российская Большая императорская корона известна всему миру.
Выполнена мастером Позье в 1762 г. для коронации Екатерины II. В короне 4936 бриллиантов, массой 2858 каратов, вес ее 1907 г, высота с крестом – 27,5 см. Украшена алмазами, жемчугом, увенчана крупной красной шпинелью. Российская корона является предметом высшего мастерства ювелирного искусства, поражая изяществом, великолепием и торжественным величием.
Сокровища короны и личные драгоценности монархов не разделялись в странах, где династии правили столетиями (например, Россия, Англия, Бавария, Австрия и др.). А в странах, где связь монархов с государствами не была тесной, сокровища короны и драгоценности правителей были строго разграничены.
История создания большой императорской короны Российской империи: сокровище нации
Над созданием большой императорской короны трудились 2 ювелира: швейцарец Георг Экарт и француз Жереми Позье. Вес императорской регалии около 2 кг, сегодня она находится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Большая императорская корона Российской империи являлась главным символом монаршей власти с 1762 года по 1917 год. Была создана для коронации Екатерины Великой. В наши дни носит статус неотчуждаемой собственности государства и не подлежит вывозу за пределы Кремля.
История создания
Венчание на царство Екатерины II должно было состояться 22 сентября 1762 года. Таким образом, на всю подготовку отводилось два с половиной месяца. Создание регалий было поручено придворному ювелиру Георгу Экарту. Ему же передали золото и серебро для изготовления короны.
Однако секретарь императрицы, Иван Бецкой, сначала обратился к Жереми Позье — второму придворному ювелиру. Эскиз его авторства сильно не понравился Экарту. По его мнению, корона выглядела слишком громоздко и вообще напоминала «православный храм». Швейцарец сделал набросок в соответствии со своими понятиями того, как должна выглядеть корона Российской империи.
По его версии полушария в форме эллипса были сильно изогнуты у основания с разведением в разные стороны, что добавляло легкости. Дуга с крестом и шпинелью утопала в полушариях, делая каркас более ажурным и резным. Именно этот эскиз стал основой будущего символа власти императрицы.
Однако инкрустировать каркас доверили Позье. Сказывалось покровительство Бецкого. Перед тем как приступить к процессу, мастер сделал восковую копию основы и уже на ней примерял различные варианты расположения камней. Во время главной работы ему помогали шесть австрийских ювелиров, один француз и еще трое русских умельцев.
Как бы то ни было, задача была выполнена в срок. Сама императрица одобрила сей шедевр, уверив мастеров, что «сможет удержать эту тяжесть» на голове в течение всей церемонии.
Противостояние ювелиров
Соперничество двух главных создателей императорской короны крылось в их разном социальном статусе. Кроме того, они были диаметрально противоположными личностями.
Швейцарец Георг Фридрих Экарт являлся главным ювелиром двора. Работал только по заказам Алмазной мастерской для императорского дома. Сам он был довольно нелюдимым и никогда не стремился к участию в дворцовых интригах. Как профессионал он предпочитал обрабатывать драгоценные металлы. Камни брал готовые.
Француз Жереми Позье являлся, напротив, очень общительным человеком. Был вхож в самые закрытые и влиятельные круги при дворе. К тому же стремился работать не только по официальным запросам Императорского кабинета, но и по просьбам дворян. В профессиональном плане ему не было равных в огранке алмазов.
Первым серьезным столкновением мастеров стала работа по созданию погребальной короны для Елизаветы Петровны. Будущая императрица доверила дело Экарту. Но он не учел, что голова умершей несколько раздулась, потому просто не смог поместить свое творение на нужное место. Более хитрый Позье сделал свой вариант короны заранее, причем на винтах. Таким образом, он очень легко подогнал венец под нужный размер.
Заметка автора. Почему же именно Бецкой, благоволивший Позье, стал отвечать за создание короны? Согласно заметкам княгини Дашковой, секретарь собирался отказаться от ордена Александра Невского, так как именно он подкупил гвардейцев во время дворцового переворота. На что Екатерина ответила: «Коль скоро я вам обязана короной, то кому, как не вам, поручить приготовление всего, что я надену во время коронации?»
Описание короны
Весь образ навеян культурой Византии. Полушария символизируют Запад и Восток соответственно. В качестве знака власти полусферы обрамляются ветвями лавра. Гирлянда между двумя частями короны оплетена дубовыми листьями — символом незыблемости императорской власти. В стилистическом плане корона отражает переходный этап от барокко к классицизму.
В общей сложности на корону ушло 75 жемчужин, почти 5 000 чистых бриллиантов, фунт золота, два десятка фунтов серебра и 1 красная шпинель (в те времена ее не умели отличать от рубина). Последняя стала главным акцентом всей композиции.
Масса венца составила почти 2 килограмма, а его стоимость на момент изготовления приравнивалась к 2 миллионам рублей.
Заметка автора. Сам Позье отмечал, что императрица желала, чтобы корона оставалась неизменной. Потому взял самые массивные камни, какие только были в сокровищнице. И несмотря на все его старания сделать символ власти как можно более легким, его вес все равно доходил до пяти фунтов. Кроме того, это была одна из самых дорогих корон Европы.
Судьба короны после Екатерины Великой
Новую главную императорскую регалию надевали только в самых торжественных случаях. Ее изображение было помещено на геральдические знаки. В соответствии с церемониалом, ношение предусматривалось всеми последующими правителями Российской империи, заканчивая Николаем II.
После 1917 года с судьбой короны не все ясно до сих пор. Сначала ее перевезли в Оружейную палату, где она находилась до 20-х годов. Потом о ней вспомнили. По некоторым данным, партия использовала ее бриллианты для заключения сделок с иностранными агентами. Но были ли это действительно те самые бриллианты, не установлено.
В 80-е годы корона оказалась отреставрирована. Сегодня же она хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Оригинал не подлежит вывозу за пределы Кремля даже в выставочные залы Эрмитажа.
ТОП-10 самых дорогих корон в мире
Изначально короны символизировали монархическую власть, поэтому для их изготовления предпочитали использовать драгоценные металлы и камни. Известна приблизительная стоимость только некоторых из них, поскольку короны не продаются и являются собственностью государств.
Большая императорская корона
Корона является главной династической регалией и символом власти российских монархов. Создали ее в 1762 году Жереми Позье и Георг Фридрих Экарт для коронации Екатерины Второй. Регалия использовалась для венчания на царство всех последующих российских монархов до 1917 года.
Основой короны является прорезной каркас из серебра, оббитый изнутри красным бархатом. Регалия увенчана редкой ярко-красной шпинелью в 398,7 карат. Наружная часть короны разделена на 2 усыпанные бриллиантами полусферы – символы Востока и Запада.
Серебро для короны использовалось, поскольку времени на ее изготовление было мало. Несколько лет назад мастера из Смоленска изготовили реплику короны, которая оценивается в 100 миллионов долларов. Использовалось белое золото и более 11 тысяч бриллиантов, шпинель заменил рубеллит в 384 карата. На создание ушло полгода, работали 60 ювелиров и около тысячи огранщиков.
Большая императорская корона – неотчуждаемая государственная собственность, которая находится в Кремле и за его пределы вывезена быть не может.
Корона Карла Великого
Это одна из старейших корон, изготовили ее предположительно в конце 10 века для Оттона Первого Великого или его сына. У регалии оригинальная 8-гранная форма: основание-восьмигранник и 8 закругленных кверху пластин, крепящихся золотыми заклепками к металлическим лентам. Для пластин использовалось качественное золото, украшением являются 144 драгоценных камня и жемчуг.
Налобная пластина короны включает 12 драгоценных камней – символы апостолов. 4 меньшие пластины отражают библейские сцены. Корона увенчана высокой дугой с жемчужным шитьем. Из точки соединения налобной пластины с дугой возвышается золотой крест, богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
Сегодня корона с другими императорскими регалиями выставлена в сокровищнице дворца Хофбург (Вена). Стоимость этой реликвии сложно выразить в денежном эквиваленте, она считается бесценной.
Корона королевы Елизаветы
Этот шедевр оценивается в 39 миллионов долларов. Изготовили корону в 1937 году для коронации Георга 6-го с супругой Елизаветой Боуз-Лайон. В настоящее время ее демонстрируют в сокровищнице Британской короны (Тауэр).
Изготовила корону престижная ювелирная фирма Garrard&Co. Образцом послужила корона королевы Марии – полуарки являются съемными, поэтому венец можно носить как диадему. Для изготовления короны королевы Елизаветы использовалась платина и почти 2500 бриллиантов.
Особого внимания заслуживает бриллиант Кохинур в 105 карат со знаменитой историей. В середине прошлого века Индия заявила, что камень был незаконно вывезен британцами, но англичане возвращать его не стали.
Еще один примечательный бриллиант в короне весит 17 карат – его подарил королеве Виктории султан Османской империи.
Корона Австрийской империи
Эта регалия является важнейшим и самым дорогим сокровищем Вены, оценивается она в 18 миллионов долларов. Ее называют также короной Рудольфа Второго, поскольку изначально она была лично его. Изготовил шедевр в 1602 году Жан Вермейен – выдающийся ювелир того времени. Образцом послужила чешская княжеская корона святого Вацлава.
Основой является венец, который дополнен дугой и митрой и включает 8 лилий. Для украшения использовали шпинель, цирконы и жемчуг. Золотую митру украшает эмалевая полоса с изображением птиц и цветов. В ней 4 секции – на каждой есть картины, отражающие важнейшие события жизни Рудольфа Второго. Дугу украшает 8 алмазов, символизирующих Христа, и увенчивает сине-зеленый изумруд без огранки – символ небес.
Вместе с королевским скипетром и державой корона является экспонатом венского дворца Хофбург.
Корона Баварии
Эту корону изготовили в начале 19 века, когда страна получила статус королевства. Оценивается регалия приблизительно в 17 миллионов долларов. Ее автором является известный парижский ювелир Мартен-Гийом Бьенне.
Корона представляет собой золотой обруч диаметром в 20 см и высотой на 5 см больше. Ее украшают алмазы, рубины и изумруды. В короне 8 больших и столько же малых зубцов, у мелких форма сердечек и бриллиантовое обрамление. Полуарки поднимаются кверху, создавая основу для символического изображения земного шара – его увенчивает алмазный крест и орнамент из мелких бриллиантов.
До 1918 года корону украшал бриллиант Виттельсбах в 35,5 карат. Камень сегодня находится в частной коллекции, а корона – в сокровищнице Мюнхенской резиденции.
Корона Дании
Изготовили эту регалию в 16 веке. Автором стал Диринг Фиринг. Это великолепное золотое изделие. Украшают его жемчуг, бриллианты и другие драгоценные камни. Примечательно, что бриллиантам специально для этой короны была придана нужная форма и размер, что обеспечило симметричность и гармоничность изделию.
Корона исполнена в необычной для того периода манере – ее лепестки открыты, а не смыкаются. Спереди находится фигура пеликана – символ заботы монарха о народе; слева дева с мечом и весами – символ справедливости; справа дева на льве – символ мощи государства; позади мать, кормящая младенца.
Корона хранится сегодня в сокровищнице замка Розенборг вместе с двумя другими датскими коронами – Кристиана Пятого и Софии Магдалены.
Корона святого Вацлава
Корона является одной из пяти Чешских королевских регалий вместе со скипетром, державой, церемониальным мечом и золотым коронационным крестом и самой древнейшей их частью. Изготовили ее в 1347 году для коронации Карла Люксембургского. Для короны использовалось 22-каратное золото. Весит регалия почти 2,5 кг, а высота с крестом составляет 19 см, диаметр равен высоте.
При жизни Карла Четвертого корона регулярно дополнялась редкими камнями, поэтому вид ее довольно необычен: 1 рубин, 19 сапфиров, 20 жемчужин, 30 изумрудов и 44 шпинели.
Сегодня корона вместе с другими регалиями хранится в Коронной коморе собора святого Вита, Вацлава и Войтеха (Пражский град). Все 5 регалий являются национальными памятниками культуры.
Корона Гогенцоллернов
Другое название регалии – корона Вильгельма Второго, так как изготовили ее именно для него. Это единственная королевская регалия Пруссии, изготовленная в Германской империи. Корону изготовили не для коронации. Работу сделал ювелир Гуго Шапер по эскизу Эмиля Дёплера.
Для короны использовалось чистое золото, украшением послужили бриллианты, сапфиры и жемчуг. Диаметр регалии – 21 см, высота – на 1 см меньше. У диадемы основание с гравированным краем, который украшают 24 алмазные розы и орнамент в форме листьев. От основания отходят 8 больших и столько же маленьких зубцов. Венчает корону крест с алмазами и большим яйцевидным сапфиром. Внутри корону выстилает красный бархат.
Сегодня корона хранится в замке Гогенцоллерн (Баден-Вюртемберг).
Корона Пехлеви
Это одна из регалий монархов Ирана, являющаяся коронационным венцом шахиншаха. Изготовили корону в 1925 году. Для этого из шахской сокровищницы были взяты бриллианты, изумруды, сапфиры, жемчуг. Для металлического остова использовали золото и серебро, внутри шапка из красного бархата. Металлический остов богато украшен драгоценными камнями, одних только бриллиантов более 3300.
Весит корона 2 кг, ее диаметр – почти 20 см, а высота без плюмажа – 30 см. Плюмажем служит перо белой цапли. Крепится оно бриллиантовым эгретом, в основании которого находится крупный изумруд.
В настоящее время корона хранится в Национальной сокровищнице Центрального Банка Ирана.
Корона принцессы Бланш
Ее называют также короной Палатины или Богемской короной. Создали ее в конце 14 века для дочери Генриха Четвертого. Эта королевская корона является старейшей в Англии и считается одним из лучших образцов ювелирного искусства того периода.
Для изготовления короны использовали золото, сапфиры, рубины, бриллианты и жемчуг. Она представляет собой обруч с 12 зубцами в форме геральдических лилий, под каждым зубцом имеется композиция из драгоценных камней.
Корона стала приданым принцессы, вышедшей замуж за Людвига Третьего. В настоящее время она хранится в Мюнхенской сокровищнице.
Самые дорогие в мире короны когда-то символизировали власть и богатство отдельных монархов и целых государств. Сегодня они выставлены в музеях, являются великолепными памятниками истории и культуры и прекрасными образцами ювелирного искусства.
5 фактов о Большой императорской короне, самой дорогой реликвии Романовых
Государственный музей Эрмитаж
1. Была создана двумя швейцарцами, и они ненавидели друг друга
До императорской короны у русских царей была другая главная династическая регалия – Шапка Мономаха. Со времен Петра I для коронации каждый раз специально делали корону, а потом разбирали ее. В 1762 году на престол взошла Екатерины II: императрица решила обновить коронационные принадлежности по тогдашней европейской моде. И поручила работы придворному ювелиру Георгу Экарту и бриллиантовых дел мастеру Жереми Позье. Поставила лишь одно условие – дабы не страдать во время 4-часовой церемонии, корона должна была весить не более 2 кг.
Портрет Иеремея (Жереми) Позье, 1762 год и его творение
Public Domain, Юрий Белинский/TASS
Экарт и Позье соперничали и терпеть друг друга не могли. За те два с половиной месяца, что были отведены на создание государственной регалии, Экарт даже написал жалобу Екатерине – по его мнению, эскиз Позье напоминал православный храм. Он «в гневе разорвал его» и сделал свой. Но Позье в итоге взял реванш, поскольку ему благоволил секретарь Екатерины. В итоге Позье лично примерил корону императрице и получил премию сверх оклада, а Экарт не получил даже оговоренной суммы.
2. Ее успели примерить на себя 1 русская императрица и 7 императоров
Екатерина II и Павел I в короне
Корона Екатерины стала бессменной реликвией. По указу Павла I, ее решили больше не разбирать (как это делали с предыдущими венцами), а просто подгонять обод по размеру головы нынешнего правителя (что доверяли только самому опытному ювелиру двора).
Императоры Петр III (слева) и Александр III (справа) в Большой императорской короне; в центре – Коронация Николая II и Александры Фёдоровны
Корону носили только по особым случаям – в дни праздников, приемов и траура. Ее обладателями стали восемь членов рода Романовых: Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Кроме того, посмертно прямо в гробу короновали Петра III. В последний раз на публике корона появлялась в 1906 году на церемонии открытия первой Государственной Думы.
3. Корону пытался продать на Запад «палач» Романовых
После расстрела царя и его семьи, многие драгоценности попали в руки большевиков. Для них создали Гохран – орган, в задачи которого входила охрана собранных сокровищ, а также их «обезличивание» и «реализации»: камни вынимали из оправ и пытались продать за границу в обмен на кредиты и лояльность. Начальником Золотого отдела Гохрана был Яков Юровский – человек, организовавший расстрел семьи Романовых.
Фото царских драгоценностей, сделанное советской комиссией в 1922: 13 диадем, бандо с пчелками, 4 короны, скипетр, держава. Эти и другие ценности были привезены в Московский Кремль из Петрограда в; в верхнем правом углу – Яков Юровский
Под руководством Юровского, в том числе, пытались продать корону. Но будущая сделка получила огласку и громкий резонанс в международной прессе. Заголовки так или иначе обыгрывали то, что на царских бриллиантах – кровь. Примерно с 1934 года по личному указу Сталина царские драгоценности перестали продавать, но лишь потому, что это вредило репутации партии. Никакого пиетета перед частично уцелевшей короной у коммунистов не было.
4. У артефакта нет цены
Оценочная стоимость короны в 1920-м году составляла 52 млн долларов. Ее украшает больше пяти тысяч драгоценных камней общей массой 2858 каратов. Самый большой камень – красная шпинель – весит почти 400 карат.
Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне, 1927
В 1985 году ее отреставрировали (не все камни были на месте после попыток большевиков распродать драгоценности), а указом 1998 года поместили в Алмазный фонд Кремля. Тогда корону объявили бесценной – это значит, что она настолько важна, что невозможно измерить ее стоимость в деньгах.
5. У короны есть двойник
Официально считается, что корона никогда не покидала Россию. С 1991 года ее вывоз запрещен даже за территорию московского Кремля. Сделать это можно только по личному указу президента России и только в крайнем случае (например, если в Москву кто-то когда-то вторгнется).
Профилактический осмотр Большой императорской короны.
Юрий Сомов/Sputnik, Сергей Бобылев/TASS
В 2012 году 60 мастеров смоленского завода «Кристалл» сделали точную копию Большой императорской короны. Стоимость, в отличие от оригинала, она имеет – двойник застрахован на 100 млн долларов. В 2015 году его выставили на аукцион за 1 млрд рублей ($15 млн по тогдашнему курсу), но покупателя корона так и не нашла.
Коронационные регалии российских императоров
Большая императорская корона
Корона – шедевр мирового ювелирного искусства.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок – всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отрестраврирован в 1984 году. Главный художник В.Г. Ситников, ювелиры – В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин.
[more= >>>>>>]
Серебро, бриллианты, жемчуг, рубины-шпинели
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”
Москва.Россия
Большая Императорская корона, созданная придворным ювелиром для коронации Екатерины II. Традиционная по форме, корона состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и крестом
Использованы материалы – серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности – 64 см.
Масса короны – 1993,80 грамм.
Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.
Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой талантливым придворным ювелиром Иеремией Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Не случайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий. Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.&
Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви – символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.&
Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями, помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.
Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии – несколько часов.
Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.
Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.
Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.
Золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль
Длина 59,5 см
Начало 1770-х годов
Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным чёрной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы манархической власти многократно усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году. По мнению знатоков, это лучший бриллиант из всех знаменитых. Как известно, он был «оком» золотой статуи Брахмы в индийском храме. Это один из семи исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации.
В древние времена скипетр числился атрибутом власти Зевса (Юпитера). В Старой Руси изображение скипетра можно отыскать на древних монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Скипетр как регалия упоминается также в российских летописях середины XIII в., повествующих о приезде западных послов. Считается, но, что скипетр был введен в обиход при Иване Суровом по оканчанию завоевания им Казанского ханства. При всем этом Иван IV вроде бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем. Овеществить притязания на этот титул, который долго и упрямо так сказать отрешались признать и в Великом княжестве Литовском, и в Короне Польской, должен быть конкретно скипетр. Особенное символическое значение придавал скипетру и Петр Великий. Во время коронации собственной супруги Екатерины I он ни на секунду не выпускал его из рук. Остальных императорских регалий у Петра I не было. Скипетр императорский, лежащий в Алмазном фонде, украшен всемирно известным алмазом “Орлов”, ограненным в виде высочайшей “индийской розы”. Согласно, как всем известно, одной из легенд, этот камень принадлежал Надир-шаху. По оканчанию его падения алмаз попал в Амстердам, где был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен им императрице Екатерине II.
Императрица Екатерина II при игре в карты любила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!» – восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный камзол стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнёс царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.&
Редчайший по чистоте, с голубовато-зелёным отливом алмаз был найден в 16 веке в копях Голконды (Индия). Первоначально камень представлял собою обломок от более крупного кристалла, предположительно, таинственно исчезнувшего алмаза «Великий Могол», и в необработанном виде имел 450 каратов (90 г). Первое название алмаза – «Дерианур», или «Море света» (вторым осколком «Могола» стал не менее известный «Кохинор», или «Гора света»). Согласно древней легенде, оба камня были глазами храмовой статуи Брамы. Вначале алмаз был огранён в виде “высокой розы” (около 180 граней) массой 300 карат. Шах Джехан остался недоволен огранкой и приказал перегранить камень.&
После этого алмаз приобрел современную форму, но масса его упала до 200 каратов (или 40 граммов). Персидский шах Надир, захватив в 1739 г. Дели, украсил ими свой трон. Когда Персию «посетили» англичане, они таким же образом присвоили «камешки». «Дерианур» неведомыми путями попал в 1767 г. в Амстердамский банк, сменив название на «Амстердам», а хозяином его стал не то армянин, не то еврей Григорий Сафрас. В 1772 г. он продал бриллиант своему родственнику, русскому придворному ювелиру Ивану Лазареву (отсюда третье название камня — «Лазарев»). Лазарев, в свою очередь, в 1773 году продал камень за 400000 рублей графу Орлову, в руках которого камень и приобрёл свое окончательное имя, с которым вошёл в историю и был преподнесён в день именин Екатерине II вместо букета. Она по достоинству оценила подарок и поместила его на венец своего золотого скипетра (ниже навершия, представляющего собой двуглавого орла, украшенного чёрной эмалью и бриллиантами), многократно усилив его парадность.
Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см
Длина окружности шара 48 см
1762 год
При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины, к которому они крепились серебряными петельками, невидимыми посетителям.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.
Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см
1750-е годы. Мастер И. Позье
Среди созданного швейцарцем Иеремией Позье для русского двора – роскошная пряжка-аграф длиной 25 сантиметров.
Тяжёлые золотые, подбитые горностаем коронационные мантии в дни торжеств скреплялись громадными нарядными пряжками, рассчитанными прежде всего на зрительный эффект.
Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.
Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами. Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости – из-за того, что среди сочных листьев разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.
Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов – всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.
Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.
МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро
Высота с крестом 13 см
1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана известными придворными ювелирами братьями Дюваль в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Строгость и чувство меры отличают работы этих мастеров. Стиль их чист, логичен, разумен, а исполнение таково, что заставляет забывать о технических приёмах и видеть лишь красоту материала, с которым они работают.
Всё в короне удивительно пропорционально и уравновешенно. Сияние бриллиантового кружева в серебряной оправе передаёт ощущение торжественности, значимости, величия, несмотря на миниатюрные размеры изделия.
Среди превосходных камней на короне чистотой и размерами выделяется ряд крупных, будто повисших в воздухе бриллиантов на венце. Красота камней, отточенное ювелирное мастерство, несомненно, приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II.
Коронационные регалии российских императоров. На переднем плане – Держава императорская 1856
Большая императорская корона среди регалий российских императоров.
Екатерина II (1762 г.)
Виргилиус Эриксен.Императрица Екатерина II в Большой императорской короне
Боровиковский В.Л.Император Павел I в Большой императорской короне
Последний раз Большая императорская корона использовалась в государственных мероприятиях в 1906 году – на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II. В настоящее время императорские регалии находится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Большая императорская корона
Малая императорская корона
Держава императорская
Утащено отсюда, спасибо Stephanya
королевские регалии со всего мира
Начиная эту тему, я даже не представляла насколько широк и разнообразен весь спектр внешних атрибутов царствующих, императорствующих и королевствующих особ. А если сюда присоединить всех султанов, шахов и прочих беев! Хотя на самом деле исторических корон сохранилось не так уж много. Цари-короли периодически обновляли свои регалии за счет новых камней, более модного дизайна, а также вследствие обветшания этих государственных символов, используя при этом, как и мы порой, драгоценные материалы своих дедушек и бабушек. Кроме того, исторические драгоценности часто становились жертвой разных общественных переворотов. Например, в ходе английской буржуазной революции все английские короны были уничтожены по приказанию Оливера Кромвеля. А вот шотландцам удалось сохранить свои корону, скипетр и меч и не выдать англичанам даже под пытками их местонахождение. В обычаях французского средневекового двора было жертвовать корону почившего короля какому-либо видному собору или монастырю. Поэтому в ряде случаев мы вынуждены довольствоваться созерцанием реплик (копий) некогда существовавших регалий.
Со временем изменялся и дизайн корон. Первоначально, в раннем Средневековье, короны представляли собой простой ободок из драгоценного металла, украшенный драгоценными камнями. Позднее короны получили зубцы, часто в виде cross patée (мальтийский крест) и fleur-de-lis. Король, он же главный воин и вождь, вступая в сражение, надевал такую корону поверх шлема, что служило в те времена знаком различия. В те далекие времена короли не сидели по столицам, да и столиц в те времена не было. Когда короли не сражались, они постоянно переезжали, инспектируя подвластную им территорию, устраивали пиры, охоты, казнили-миловали, собирали налоги и всяким иным способом угнетали простой люд. Поэтому средневековые короны часто делали разборными, на шпильках – для удобства транспортировки.
С 17 века короны европейских монархов стали снабжать высокими арками с четырьмя и более полуарками. По центру, в месте пересечения арок, помещали крест и/или крупный драгоценный камень. Это стало отличать суверенных монархов от прочих, подчиненных им правителей, считающихся его вассалами. Например, принц Уэльский имеет право только на одну арку (две полуарки). В настоящее время коронами называются только такие многоарочные конструкции корон суверенного монарха и его/ее консорта. Короны же других благородных особ и правителей остались в прежнем дизайне и такие короны стали называть коронетами.
Ко времени раннего Средневековья также относится появление корон-реликварий, когда в корону вмонтировали какую-либо христианскую реликвию. Примером такой короны может служить известнейшая корона-реликварий Людовика IX Святого. В нее вмонтирован шип их тернового венца Иисуса Христа, купленный Людовиком вместе с другими реликвиями у императора Латинской империи Балдуина II за баснословные деньги. Такие короны, естественно, не носили на голове. Людовик Святой отстроил для своих реликвий специальную часовню – Сент-Шапель.
В раннем Средневековье также появились вотивные короны – это вид церковной утвари, ювелирное украшение. Богато украшенную золотом и драгоценными камнями обруч-корону вносили в церковь как жертвенный вклад и подвешивали под арками или над алтарем, таким образом, чтобы крест, свисающий с короны, приходился прямо над распятием, водружённым на престоле. Полагают, что такие короны впервые появились в Византии. Однако почти все дошедшие до наших дней вотивные короны сделаны ювелирами готов и вест-готов.
К числу религиозных атрибутов относятся также короны Торы. Потерявшие царство на земле, евреи венчают материальной короной только свитки Торы. Кетер Тора («венец Торы», «корона Торы») изготавливается обычно из бронзы или серебра и венчает пергаментный свиток Торы, используемый для синагогального богослужения.
Официальные королевские регалии настоящие монархи, в отличие от сказочных или мультяшных, редко вынимают из сокровищниц и короны надевают только по особым случаям, как то: коронация, первое заседание парламента и т.п. Уж очень тяжела эта масса металла и камней! Во многих странах также запрещено вывозить их из страны.
В обычаях многих стран при захоронении своих монархов использовать погребальные короны. Иногда корону надевают на почившего монарха – так поступали в стародавние времена. В наше время чаще она стоит на специальной подушечке на гробе во время похоронной церемонии. В Великобритании мы в последний раз стали свидетелями этой практики в 2002 году на похоронах королевы-матери Елизаветы. Тогда корона на ее гробу была той, в которой она была коронована королевой-консорт в 1937 году. Однако иногда изготавливались специальные погребальные короны. Например, в базилике Сент-Дени, в Париже, вы все еще можете увидеть специальную погребальную корону, сделанную в 1824 году на гроб короля Людовика XVIII.
Существуют также свадебные короны. Например, в России невеста наследника престола во время венчания надевала специально изготовленную для таких случаев корону. Примечательно, что свадебные короны более демократичны и в некоторых странах их надевают во время свадьбы самые обычные невесты. Примерами таких корон могут служить норвежские свадебные короны или серебряные короны Тибета.
В большем размере в альбоме.
Корона Священной Римской империи германской нации
Камни как регалии династий – большая императорская корона
Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца…
Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций — это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.
Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой — мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.
Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны, тот самый, что приобрёл в 1676 году у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)
Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см. Масса короны — 1993,80 грамм.
Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.
Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.
Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:
Екатерина II (1762 г.)
Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)
Александр I (1801 г.)
Николай I (1826 г.)
Александр II (1855 г.)
Александр III (1883 г.)
Николай II (1896 г).
По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната, где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.
Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.
После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Гохран России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.
В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.
В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.
С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
В 2012 году компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.