Используемая литература
При подготовке сайта использована следующая литература:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Сайт Литотерапия.ru входит в состав группы проектов «Камневеды». Информация представленная на сайте не является пособием по самолечению. Все советы и рекомендации по профилактике и оздоровлению уместно применять в сочетании с методами традиционной медицины.
ПРАВИЛА КОПИРОВАНИЯ И ЦИТИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА www.lithotherapy.ru
Сайт Литотерапия.ru защищен системой защиты авторских материалов от копирования
Образ камня в русской литературе, фольклоре и живописи
Разделы: Литература
Задачи урока:
- Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
- совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
- Метапредметные:
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
- развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
- развивать умение работать с разными источниками информации.
- Предметные:
- развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
- развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
- сравнивать стихотворения разных поэтов;
- закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно–выразительных средств языка;
- закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
- закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
- закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока. Приложение 1. Слайд 1
– В литературе есть сквозные образы, которые объединяют произведения разных авторов и разных эпох. Выявляя эти образы, читатель понимает, что существует связь времён. Безусловно, у разных авторов один и тот же образ преломляется по-своему. Таким образом, становятся понятны разные грани, смыслы образа, что даёт возможность увидеть мир более разнообразным. Так, например, в литературе, фольклоре и живописи используется образ камня.
– Подберите ассоциации к слову камень. (работа в парах)
– Запишите их в таблицу (3 столбика)
– Во втором столбике запишите те слова, которые вы услышите от других учеников.
3. Фразеологизм «камень преткновения»
– Особая роль образа камня отражена и в языке, в частности во фразеологизмах.
Камень преткновения — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.
Первоначально выражение «камень преткновения» встречается в Ветхом Завете в Книге пророка Исаии, где Бог говорит о себе: « будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля.
– Какие ещё фразеологизмы со словом «камень» вы знаете? (Бросить камень, камень на сердце, философский камень, камня на камне не оставить, камень за пазухой, краеугольный камень, нашла коса на камень)
4. Образ камня в фольклоре
Слайд 3. У восточных славян широко известно почитание священных КАМНЕЙ, особенно характерное для Белоруссии и русского Севера. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ.
Священными Камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений КАМНЕЙ и обливались ею для исцеления от болезней.
Слайд 4. У русских переселенцев в Малороссии было отмечено почитание “каменных баб” — статуй, оставленных древним населением Причерноморья. В середине 19 в. в Екатеринославской губернии во время засухи или эпидемии шли к каменной бабе, клали ей ломоть хлеба на плечо, рассыпали у ног зерна и, кланяясь в ноги.
Слайд 5. В Житии преподобного Иринарха (17 в.) рассказывается, что в Переяславле был в овраге Камень, в который вселился демон. Преподобный велел его “вринути в яму”, однако, этот валун ледникового происхождения, прозванный местными жителями “Синим камнем”, существует и поныне.
Слайды 6, 7 Особую группу Камней составляют т.н. следовики — валуны с углублениями, напоминающими отпечаток ступни. Некоторые из этих “следов” имеют естественное происхождение, иные представляют собой древние наскальные изображения. Часто они отличаются большими размерами, что как бы свидетельствует о том, что их оставили великаны, герои, святые и т.д. Отпечатки следов на Камне приписывали Христу, Богородице или святым (Александру Невскому, Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Ошевенскому и др.), иногда и нечистой силе.
Слайд 8. К числу христианских реликвий относится камень св. Антония Римлянина
(12 в.), который хранится в соборе Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря. Согласно житию, составленному в конце 16 в., св. Антоний родился в Риме. Постригшись в монахи, он поселился на берегу моря и молился стоя на камне. Однажды буря подхватила камень и понесла святого. Через два дня камень пристал к берегу у Новгорода. Впоследствии Антоний основал на берегу Волхова монастырь.
В космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Сатана нырнул и достал Камень со дна моря: Господь разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане; после этого Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Сатана проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив птицы, сидящей в начале творения на Камне среди моря.
Архаический характер имеет и мотив происхождения человека от Камня, например в былине “Бой Ильи Муромца с сыном”: “Зародился я от сырой земли,/Я от батюшка всё от камешка,/От камешка да от горюцаго”.
В фольклоре и мифологии Камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о Камень из него источаются огонь или вода — основные стихии мироздания. В былинах и сказках герой превращаются в Камень или временно заключаются в него, что осмысляется ими впоследствии как временное погружение в сон. В сказках в каменном яйце может быть заключена Кощеева смерть, в каменной гробнице находит вечный покой былинный Святогор.
В фольклоре с Камнем органически сопрягается тема рока: в былинах он становится “Камнем преткновения” для Василия Буслаева, предвещает на распутье будущее богатырю. Камень занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в русских и белорусских заговорах. Известны в заговорах образы каменной стены до неба, каменной тучи, каменной бабы и др. Разнообразно используются Камни в народной медицине и охранительной магии.
5. Сравнительный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Probleme» и стихотворения О.Э. Мандельштама «Паденье – неизменный спутник страха…»
Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) Слайд 9
– Какое настроение в стихотворении?
– Каков смысл разделения стихотворения на две строфы?
– Почему стихотворение можно отнести к философской лирике?
– О чём риторические вопросы в первой строфе?
– Даёт ли поэт ответы на эти вопросы?
– А возможно ли дать эти ответы?
– Продолжите предложение: Тютчев в стихотворении размышляет о …
(Поэт размышляет в стихотворении о том, что движет нашим миром. Есть ли вообще такая сила, которая является движущей силой? Можно даже говорить о том, что это стихотворение о существовании Бога.)
О.Э. Мандельштам (1891 – 1938) Слайд 10
– Какое настроение в стихотворении? Как оно меняется?
– Как пунктуация создаёт это настроение?
– Что общего между двумя стихотворениями? (Философская лирика)
– Какой ключевой образ в первой строфе? (Падение камня)
– Падение камня ассоциируется со страхом. Это страх пустоты. Мандельштам тоже начинает с размышления о существовании высшей силы, которая является движущей силой.
– Какие образы появляются во второй строфе? (Человек, смерть, тоска)
– Какие образы здесь противопоставлены? (булыжники и мечты, материальное и нематериальное)
– Камни связаны с мёртвой природой, а мечты ассоциируются с размахом. Это говорит о многообразии человека.
– Какая интонация в третьей строфе? (Категорическая)
– За что проклинает герой готический храм? (За обман)
– Чем обманывает здание? (Красотой)
– Какая антитеза используется в четвёртой строфе? (Вечность и мгновение)
– Когда, с точки зрения героя, дом человека, т.е. его жизнь, непрочны?
– Поэт использует образ дома. А ведь дом может быть построен из камня.
– Продолжите предложение: Мандельштам в стихотворении размышляет о…
(Поэт, сопоставляя материальное и нематериальное, размышляет о вечном и сиюминутном. Герой стихотворения боится пустоты, т.е. бессмысленности существования, нереализованности, боится уйти из жизни нереализованным. Что вечно, а что преходяще? Когда жизнь имеет смысл? Человеческая жизнь имеет смысл, если она устремлена в вечность.)
6. Анализ картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
Слайд портрет Васнецова. Слайд 11
Картина. Слайд 12
– Какое настроение в картине?
– Что создаёт то настроение?
– Опишите фигуру витязя. Какова поза? Во что одет? Каково оружие?
– Опишите коня.
– Почему витязь стоит в задумчивости?
– На камне есть надпись: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женатому быти, налеву ехати – богату быти». То есть камень предоставляет выбор путнику. Самому человеку решать, куда направиться.
– Символом чего является здесь камень?
– Опишите местность.
– Что могло произойти здесь?
– Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?
– Какое время суток изображено?
7. Памятники в Петербурге. Слайды 13,14
В Петербурге есть памятники, в образе которых камень имеет символическое значение: Медный всадник и «Соловецкий камень» (памятник жертвам политических репрессий)
– Символом чего являются камни в этих памятниках?
8. Итоги. Слайд 15
– Сегодня мы рассмотрели образ камня в двух стихотворениях и одной картине.
– Напишите новые ассоциации к образу камня. Запишите ассоциации в третий столбик.
– Продолжите предложение: Анализируя ассоциации к слову камень, я понял, что…..
– Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что …
9. Домашнее задание. Слайд 16
А) Сравнительный анализ стихотворений
Б) Письменный анализ картины
В) Эссе «Образ камня литературе, фольклоре и живописи»
Г) Эссе на основе ассоциаций из таблицы
Минералы в художественной литературе — 15 книг
Во многих произведениях речь идет о деньгах, в том числе серебрянных и золотых, во многих герои ищют драгоценные камни, где-то минералы используются для создания каких-либо эффектов, где-то один выдается за другой. Добавляйте, пожалуйста, книги, где есть хоть какое-то упоминание минералов и пишите в описание о каком минерале идет речь.
Минерал (по Вернадскому) – физ. или хим. индивидуализированный продукт земных хим. реакций, состоящий из хим. молекул
ISBN: | 978-5-9985-0306-1 |
Год издания: | 2009 |
Издательство: | Азбука-классика |
Серия: | Азбука-классика (pocket-book) |
Язык: | Русский |
Гранат
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 19:45
ISBN: | 978-5-8159-0956-4 |
Год издания: | 2009 |
Издательство: | Захаров |
Серия: | Новый детективъ |
Язык: | Русский |
Нефрит
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 17:48
ISBN: | 5-86978-002-0 |
Год издания: | 1992 |
Издательство: | Скиф Алекс |
Язык: | Русский |
Рассказ “Голубой карбункул”
Алмаз
«Собака Баскервилей»
Фосфор
“Берилловая диадема”
Берилл
Aksinia 4 ноября 2011 г., 21:55
Год издания: | 1959 |
Издательство: | Детская литература. Москва, Издательство Детской литературы |
Серия: | Библиотека приключений |
Язык: | Русский |
Алмаз
Elizaveta1992 6 ноября 2011 г., 19:51
ISBN: | 5-352-00352-3 |
Год издания: | 2006 |
Издательство: | Азбука-классика |
Серия: | Классика Fantasy |
Язык: | Русский |
Берилл
Elizaveta1992 6 ноября 2011 г., 19:54
ISBN: | 5-699-16736-6 |
Год издания: | 2006 |
Издательство: | Эксмо |
Язык: | Русский |
Детектив о торговле драгоценными камнями, главая интрига – пропавшая партия алмазов.
Evgenechkaa 29 февраля 2012 г., 16:18
ISBN: | 5-353-01585-1 |
Год издания: | 2004 |
Издательство: | Росмэн-Пресс |
Язык: | Русский |
Рубин
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 17:53
ISBN: | 5-94799-082-2 |
Год издания: | 2002 |
Издательство: | У-Фактория |
Язык: | Русский |
Малахит
Elizaveta1992 27 февраля 2012 г., 10:48
Год издания: | 1986 |
Издательство: | Мастацкая литература |
Язык: | Русский |
Серный колчедан (пирит)
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 17:36
ISBN: | 978-5-17-054489-9, 978-5-271-21386-1 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | АСТ, Астрель |
Язык: | Русский |
Алмаз
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 17:39
ISBN: | 5-250-02104-2 |
Год издания: | 1992 |
Издательство: | Республика |
Язык: | Русский |
Серебро
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 18:01
ISBN: | 5-85020-004-5 |
Год издания: | 1990 |
Издательство: | Бук чембэр интернэшнл, Бук Чембер Интернэшнл |
Язык: | Русский |
Изумруд
Aksinia 4 ноября 2011 г., 21:51
ISBN: | 5-85255-472-3 |
Год издания: | 1994 |
Издательство: | Терра |
Язык: | Русский |
Сапфир
Elizaveta1992 5 ноября 2011 г., 20:32
ISBN: | 978-5-699-50094-9 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Эксмо, Домино |
Серия: | Diamonds |
Язык: | Русский |
Жемчуг
Elizaveta1992 29 февраля 2012 г., 11:46
ISBN: | 5-17-027480-7, 5-9660-0920-1 |
Год издания: | 2004 |
Издательство: | АСТ, Люкс |
Серия: | Bestseller |
Язык: | Русский |
Рубин
Elizaveta1992 29 февраля 2012 г., 11:47
Комментарии
inscrutable_smile 4 ноября 2011 г., 18:04 |
Гранатовый браслет Куприна.
Elizaveta1992 4 ноября 2011 г., 20:22 |
Elizaveta1992 5 ноября 2011 г., 20:34 |
ПОЖАЛУСТА, ПИШИТЕ ОПИСАНИЯ С УКАЗАНИЕМ ТОГО, О КАКОМ МИНЕРАЛЕ ИДЕТ РЕЧЬ
pe_trik 5 ноября 2011 г., 22:02 |
Во “Властелине колец” эльфы носили берилл.
valeriuus 6 ноября 2011 г., 01:54 |
У Уилки Коллинза в «Лунном камне» действие разворачивается вокруг похищенного огромного алмаза.
Elizaveta1992 6 ноября 2011 г., 19:49 |
Спасибо, сейчас добавлю
Napoli 6 ноября 2011 г., 20:53 |
Уилл Генри – Золото Маккенны
Некоторые книги Джека Лондона про золотоискателей
Джоан Уайлдер – Роман с камнем (изумруд)
Гарри Поттер и философский камень 🙂
Elizaveta1992 6 ноября 2011 г., 20:57 |
Спасибо. Правда, я считаю, что философский камень это немного из другой оперы. К сожалению, я не нашла этих книг на сайте. Если можете. добавьте их сами.
Napoli 6 ноября 2011 г., 21:11 |
Я кроме Гарри Поттера из этого списка ниего не читала 🙂
Про Лондона имею весьма смутное представление. Читала его давно и не много. Подождём, пока те, кто больше в теме, добавят нужное к списку.
“Золото Маккенны” и “Роман с камнем” больше известны как фильмы. Но я проверила по вики – такие книги тоже есть. Не читала 🙂
Elizaveta1992 8 ноября 2011 г., 19:17 |
С Лондоном у меня та же ситуация, ну и остальное я не читала (кроме Гарри Поттера), хотя Золото Маккены есть в домашней библиотеке, если я не ошибаюсь
sola-menta 23 февраля 2012 г., 11:31 |
Бажов Малахитовая шкатулка. Вообще его Уральские сказы сплошь и рядом про минералы.
Не помню чье – Серебряное копытце
Конан Дойл – рассказ Берилловая диадема
Clickosoftsky 29 февраля 2012 г., 12:28 |
“Серебряное копытце” — тоже Бажов.
sola-menta 29 февраля 2012 г., 12:33 |
ага, я так и подумала, но проверить не досуг было 🙂
Lucretia 27 февраля 2012 г., 13:37 |
Девушка с жемчужиной Трейси Шевалье – жемчуг
Lucretia 27 февраля 2012 г., 13:48 |
Тобиас Хилл “Любовь к камням”
Elizaveta1992 29 февраля 2012 г., 11:56 |
Большое спасибо за наводку на замечательные книги
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Все о травах
и не только
Магия усиления. Талисманы для писателей
Эленнарэ Анари (Арцис)
Введение
В этой работе мы рассмотрим камни, могущие служить защитой, талисманом и поддержкой для творческих личностей, а именно — писателей.
Сам процесс создания прозаического произведения требует огромного количества энергии. И если для поэта, например, это мгновенный проблеск вдохновения, на который приходится большая часть энергии, то писатели работают по другой схеме. Вспышка вдохновения вполне может иметь место, но эта самая вспышка, приводящая к созданию идеи — далеко не конец. Поэты, выдав чистую идею, конечно, тоже тратят какую-то часть сил на обработку и оформление, но несравнимо меньше, чем писатели. Стихотворный ритм — сам по себе подпитывает себя энергией, а проза такими свойствами не обладает, её нужно больше обработки, чтобы облечься в те же силы и задеть читающего.
В течение модуля на лекции, посвящённой талисманам, было упомянуто, что писателям рекомендованы в качестве талисманов стеклянные безделушки. Связано это с тем, что писателей чаще видят людьми энергичными, расплескивающими свою энергию на окружающих. Жизнерадостный характер отображается в стекле и разбрызгивается вокруг тысячами маленьких солнечных бликов. Стекло легко бьется. Чтобы сохранить талисман – приходится сдерживать свой характер, приучатся к дисциплине. А это дополнительно поможет вам в работе и карьере [1] .
Но, известно, что как не существует единого решения для всех проблем, так нет и совершенного талисмана — даже для относительно «узкого» направления творческих личностей. Потому рассмотрим альтернативные материалы для талисманов, служащих поддержкой и защитой писателям, их основные особенности и базовые формы для талисманов.
Камни-талисманы писателей, их свойства и магические характеристики
Топаз
Общая характеристика
Топаз – полудрагоценный камень, минерал из группы островных силикатов. Своё название этот камень получил по месту первой его находки на острове Топазиос (Топазион) в Красном море (сейчас – остров Зебергед). По другой версии — от санскритского слова «тапас» — тепло.
Чаще топазы бесцветные, но иногда имеют желтый, голубой, розовый или другой оттенок, реже сочетают в себе несколько оттенков.
Наибольшее число находок топаза в Ильменском минералогическом заповеднике в России, также есть месторождения в Бразилии, в провинции Минас-Жерайс. В большом количестве винно-жёлтые и голубые топазы находят на Волынском месторождении (Украина). В горах Шри-Ланки ещё в древности были обнаружены месторождения драгоценных камней топазов.
К защитным свойствам топаза относят защиту от неверных друзей, лицемерия, коварства, несчастных случаев, вредоносных чар, может предостеречь от угрожающей опасности. Также золотистый топаз заставляет человека очень внимательно относится ко всему тому, что вокруг него делается. Творческие личности зачастую очень ранимы — и открыты, и такая защита как нельзя кстати. Внимательность к деталям же весьма полезна в литературном ремесле.
К свойствам поддержки топазов можно отнести и чистый успех на литературном поприще (отсюда топаз и называют одним из камней писателей). Топазы считаются наилучшими амулетами для отправляющихся в дальний путь; и путь писатели путешествуют преимущественно в своём воображении, заплутать в нём и не вернуться тоже несложно.
Жёлтые топазы называют камнем разоблачения тайн; создателям детективов такой помощник в самый раз. Среди прочих свойств топазов — способность воздействия на других. Для писателей, влияющих на окружающую действительность путём письменного слова, это важно.
Отдельно можно выделить целебный эффект. Топазы облагораживают и увеличивают внутренние силы организма, и также полезны в борьбе с меланхолией.
Защитные свойства топазов лучше всего проявляются при использовании крупных камней, тогда как кулоны и подвески лучше подойдут для исцеления и познания.
Содалит
Общие характеристики
Название «содалит» произошло от греческого слова soda — натрий и litos – камень. Другие названия минерала: гакманит (содалиты красных оттенков), аломит (содалиты голубых оттенков); таинственный и достаточно редкий полудрагоценный камень.
Окраска минералов бывает, помимо синего и голубого оттенков с белыми прожилками и пятнами, жёлтой, серовато-голубоватой, зеленоватой, красной, розовой, белой. Встречаются бесцветные камни. Под воздействием воздуха красные и розовый содалиты постепенно меняют цвет до почти чёрного — такая разновидность содалитов называется гакманитом в честь Виктора Гакмана, открывшего его в 1903 году. Блеск — стеклянный (заметьте, как раз та характеристика, которая дана в общем описании камней, хороших для талисманов писателей), камни могут слегка просвечивать [2] .
Заметка для алхимиков: путём нагревания в парах натрия с последующим рентгеновским излучением можно вернуть чёрным камням изначальную окраску – или же сделать серые и бесцветные содалиты синими.
Содалит встречается в щелочных изверженных породах и пегматитах. Добывают его на Кольском полуострове в России, в районе Везувия в Италии, в горных местностях в Португалии, Германии, Румынии, Норвегии, Гренландии, Бразилии, Индии, США, Канаде.
Перейдём к рассмотрению магических свойств этого минерала в приложении к творческому пути писателей.
Известно, что содалит способен притягивает положительную энергию — писателям, которые тратят эту самую энергию в неимоверных количествах, щедро делясь ею с окружающими, весьма полезное свойство!
Умиротворяюще воздействует на психику человека, избавляет от чувства страха неуверенности в себе, снимает стрессы, помогает при медитации, учит духовному альтруизму. Творческие личности вообще и писатели в частности зачастую являются импульсивными людьми, легко возбудимыми и вспыльчивыми — обратная сторона творческих способностей. Подобный эффект минерала позволит сосредоточиться, сбросить ненужный негатив и нервное напряжение.
Если пользоваться более точной терминологией, минерал снижает нервное напряжение, избавляет от бессонницы и ночных кошмаров — одним словом, нормализует истощённый организм творца. Из чисто практического лечебного применения — содалит нормализуют артериальное давление, регулирует сердечную деятельность, снижают аппетит и помогают при заболеваниях печени. Ведь известно, что творческие люди, в том числе писатели, зачастую подвержены порокам вроде обжорства и пьянства, соответственно, и организм у них подорван. Кроме того, этот минерал полезен также для профилактики глазных заболеваний (путём созерцания содалитов синих оттенков) — а уж работающим с текстами сущностям это ой как полезно!
Содалит способствует общению, как в устном, так и в письменном виде — собственно, на основании именно этого свойства содалит называют камнем писателей (да и поэтов). Кроме того, содалит развивает логическое и творческое мышление.
Среди магических свойств содалита — свойства «проводника» в медитации и сосредоточении (что прекрасно подходит для работы, связанной с творчеством, особенно на завершающих стадиях создания произведений). По сути, камень даёт возможность лучше понимать окружающий мир. Содалит – камень мужества, он развивает ум и рассудительность, укрепляет волю и выдержку, помогает сосредоточиться на основной цели и упорно продвигаться по выбранному пути.
Кроме всего прочего, содалит обладает способностью притягивать успех и всеобщую симпатию. Творческим людям довольно часто эти свойства нужны как воздух, и писатели — не исключение.
Как и многие другие камни, свойства содалита меняются в зависимости от пола его хозяина. Так, мужчинам минерал помогает быстро и точно разобраться в сложных ситуациях, привести в порядок мысли. Так что мужчинам-писателям содалит окажется даже полезнее — умение чётко формулировать мысли и облекать их в слова — одно из основных оружий писателей [3] .
Использовать силу содалита могут представители любого зодиакального знака. Его воздействие наиболее сильно по четвергам и пятницам, планетарные ассоциации – Венера и Юпитер [4] .
Талисманом может быть изделие из этого камня или небольшой кусочек необработанного минерала. Каплеобразная форма кулона нацелена преимущественно на восприятие мира, проникновение в суть вещей, сосредоточение. Бусы и браслеты из содалитов имеют лечебную направленность.
Сапфир
Общие характеристики
Сапфир – это прозрачный корунд (окись алюминия) преимущественно синих цветов. Своим неповторимым цветом сапфир обязан соединению в нем титана и железа. Другие оттенки камня, кроме синего, называются «фантазийными», например, корунды оранжевого цвета называют падпараджа. Сапфир считается символом небесного купола, камнем размышления и созерцания. Жрецы храма Юпитера постоянно носили в перстне сапфиры цвета василька, также сапфирами украшали одежду священнослужителей в Иудее и в Индии. Другие названия минерала — сафир, голубой или лазоревый яхонт. Сапфир относится к драгоценным камням.
Существует несколько версий происхождения названия сапфира. Например, от аккадского «сипру» (а затем и греческого σάπφειρος – царапающий или древнееврейского ספּיר – синий камень Библии. Или же от древнеиндийского слова canipriya — любимый Сатурном.
Сейчас сапфиры добывают в Бирме, на Шри-Ланке, в Австралии, Таиланде и на острове Калимантан. Сапфиры из американского штата Монтана весят не больше одного карата, но имеют редкий стальной оттенок. Самые красивые сапфиры – кашмирские. У них насыщенный васильковый цвет и мягкий бархатистый блеск. Шахты индийского штата Кашмир, вырытые высоко в Гималаях, уже давно не действуют, и эти камни стали редкостью.
На заметку алхимикам: после нагревания серовато-голубые «шелковистые» сапфиры становятся ярко-синими, а диффузионная обработка приводит к окрашиванию в различные цвета верхнего слоя пришлифованных сапфиров. Диффузия оксидов железа дает синюю окраску, железа и никеля – красную и оранжевую, титана – эффект астеризма (наблюдения звездообразной фигуры при освещении камня).
Сапфир рекомендуется носить только зрелым людям (после 35 лет, астрологически это третье обращение Юпитера), в ранние годы сапфир лучше не носить вообще.
Сапфир укрепляет организаторские способности — что весьма важно для писателей, зачастую весьма безалаберных; а ведь творчество, как известно, это 1% таланта и 99% упорного труда!
Сапфир наделяет обладателя острым умом, развивает ясность мысли, укрепляет память и пробуждает жажду знаний- именно знания как ничто другое нужно человеку, создающему литературные произведения, причём в самых разных областях. Своим талисманом считал этот камень писатель Михаил Булгаков [5] .
На бытовом уровне сапфир включает силы Юпитера и Сатурна. Этот камень дарует тайную власть человека над другими людьми — в случае силы написанных слов это как нельзя кстати. Укрепляет человека в духе, но помогает он только сильным людям, к тому же помогающим другим людям. Тем же, кто работает только на себя, сапфир ничего не дает. Кстати, стоит отметить, что рождённым под знаком Козерога сапфир бесполезен.
Сапфир требует высокой ответственности; в этом плане, возможно, писателям стоит сочетать его ношение с тем же содалитом или минералом со схожими свойствами (например, кварцитом или гранатом). Безответственным и ленивым людям он противопоказан, так как они могут захлебнуться в хаосе чужих судеб и своей халатности — что особенно опасно для творческих личностей, создающих, ко всему прочему, всё новые и новые чужие судьбы.
К защитным свойствам сапфира можно отнести оберег от зависти и вероломства — такие характеристики применимы к творческим людям в общем, зачастую окружённых завистниками и недоброжелателями.
Сапфир способен вызывать вдохновение. За это его называют талисманом мудрых. Древние германцы считали, что он помогает обрести победу, но только тем, у кого помыслы чисты.
Этот камень небесной ясности и чистоты дает рассудительность, благоразумие и чувство справедливости. Вспыльчивым, импульсивным творческим личностям, в частности, писателям, рассеивающим своё мировосприятие по окружающей их действительности, такие свойства весьма необходимы.
Сапфир может помочь в путешествиях — будь то реальных или вымышленных, свойственных писателям.
К целебным свойствам сапфира относится, например, влияние на позвоночник — люди, корпеющие над рукописями, зачастую страдают от болей в спине.
Кольцо или браслет на левой руке больше влияют на здоровье носителя; на такое же действие нацелено золотое ожерелье с сапфирами. Вообще, лучшей оправой для сапфира считается именно золото [6] .
Выводы
Как было сказано в начале работы, не существует единого списка камней – кому какой и для чего подходит. Каждый должен сам подобрать наилучший талисман для себя, пользуясь описаниями, свойствами, цветовыми предпочтениями, астрологическими данными. на самом деле, можно подобрать ещё множество параметров. Главное в магии талисманов – это результат, тот факт, что камень “работает”.
Для творческих людей подбор соответствующего талисмана – дело непростое и важное. Оберег должен гармонично вписаться в жизнь того, кому он будет помогать. Именно поэтому при выборе камня стоит в первую очередь смотреть на его магические характеристики – на что направлено действие камня в первую очередь?
Писатели – люди, творящие жизнь на бумаге с помощью слов. Но творение это происходит в реальном мире, со всеми его положительными и отрицательными моментами, да и не стоит отбрасывать отпечаток, который творчество оставляет на характере творца. Для писателей подходящим оберегом будет камень, способный обуздать страсти, защитить от недоброжелателей и одновременно подстегнуть трудолюбие, придать сил – и указать путь. Именно на этих параметрах основывался выбор камней для моего обзора.
Список лечебных камней, полезные и целебные свойства натуральных минералов
Литотерапия зародилась много столетий назад. В древности лечение камнями было очень распространено – их использовали для избавления от самых разных недугов. В настоящее время литотерапия относится к методам альтернативной медицины и применяется совместно с традиционными. Лечение камнями должно проводиться только после установления точного диагноза.
Что такое литотерапия: история и методы
Методы литотерапии были известны еще во 2-м тысячелетии до н. э. Знания о целебных свойствах минералов получили особое распространение на Древнем Востоке. До сих пор в Китае и Индии стоунтерапия используется наравне с традиционными способами исцеления.
Самоцветы помогают излечиться от болезней благодаря энергии, которой они обладают. Вибрации определенных камней соответствуют энергетическим вибрациям тех или иных органов Кроме того, в состав минералов входят вещества, в которых нуждается организм при определенных болезнях. Многообразие оттенков кристаллов позволяет использовать их для цветотерапии, избавления от эмоционального напряжения. Существует несколько способов применения камней:
- Массаж. Для процедуры используют крупные камни округлой формы. Обычно их предварительно нагревают или используют теплые минералы вместе с холодными. В качестве теплых камней часто используют базальт, т. к. он хорошо сохраняет тепло. Холодные камни в стоунтерапии представлены мрамором. Такой массаж оказывает расслабляющее действие, устраняет напряжение в мышцах и боль в суставах, улучшает кровообращение. Процедуру нельзя проводить при беременности, гипертонии, сахарном диабете, дерматологических заболеваниях, раке.
- Прием воды, настоянной на камне. Самоцвет можно поместить в сосуд с водой и оставить на несколько часов. На протяжении суток воду рекомендуется пить для лечения заболеваний. К выбору минерала следует относиться внимательно, чтобы он принес пользу, а не вред.
- Ношение лечебного камня в украшении. Контакт самоцвета с кожей положительно влияет на здоровье человека. Так, браслет из магнитного камня (он называется «магнетит») способен устранить суставную боль, а кулон с синим сапфирином поможет избавиться от заболеваний органов дыхания.
Этот список может быть дополнен простым созерцанием камней и прикосновениями к ним. Кроме того, при болевых ощущениях рекомендуется класть гладкие кристаллы на больное место на 15 минут и повторять процедуру несколько раз в день. При снижении остроты зрения берут небольшие зеленые камешки и кладут их на закрытые веки. При проблемах со слухом помогут серьги с алмазом, горным хрусталем или сапфирином. Прозрачные зеленые минералы, расположенные вблизи головы, оказывают лечебное воздействие на мозг и имеют свойство стабилизировать эмоциональное состояние.
Лечебные свойства камней и их применение
Лечебными качествами обладают только натуральные камни, добытые в местности с хорошей экологией. Лечение может проводиться с помощью не только драгоценных, но и полудрагоценных камней. Каждый самоцвет имеет уникальный состав и определенную энергетическую частоту, поэтому для лечения той или иной болезни могут подойти не все кристаллы. Прежде чем выбрать целебный камень, необходимо узнать у врача точный диагноз и изучить свойства минералов.
Нефрит
Информация о лечебных свойствах самоцветов представлена в таблице.
Камень | Какие болезни лечит |
Нефрит, жадеит, топаз, гематит, коралл, сердолик | Гормональные нарушения |
Янтарь, тигровый глаз, александрит, гроссуляры, халцедон, рубин, сапфир | Болезни сердца, сосудов |
Лазурит, нефрит, гелиотроп, лунный камень, морские камни (жемчуг, коралл) | Болезни мочеполовой системы |
Сердолик, янтарь, лунный камень, топаз, кошачий глаз, марказит | Недуги опорно-двигательного аппарата |
Янтарь, аквамарин, агат, кошачий глаз | Респираторные заболевания |
Амазонит, изумруд, янтарь, сердолик, лазурит, бриллиант, шпинель, жемчуг, киноварь, авантюрин | Дерматологические проблемы |
Агат, авантюрин, лазурит | Выпадение волос |
Янтарь
При наличии проблем с той или иной системой организма рекомендуется использовать камни определенного цвета. Так, для лечения кроветворной системы подходят камни красного оттенка. При нарушениях работы ЖКТ лучше использовать желтые самоцветы. Для повышения жизненного тонуса применяют оранжевые камни, для стабилизации эмоционального состояния – зеленые.
При нарушении обмена веществ и гормональных расстройствах
Справиться с гормональными нарушениями помогут лечебные кораллы. При сбоях в менструальном цикле рекомендуется использование сапфира, морского и речного жемчуга, кошачьего глаза, малахита, лунного камня. Кормящим матерям следует носить горный хрусталь для увеличения количества грудного молока. При гипотиреозе поможет янтарное ожерелье. Преодолеть сахарный диабет помогут драгоценные кристаллы – изумруд, сапфир, а также белый жемчуг.
Сапфир
При сердечно-сосудистых заболеваниях
Для укрепления сердца полезны морские кораллы и янтарь. Их можно носить в виде кулонов или принимать воду, настоянную на них. Для укрепления сосудов применяют драгоценный сапфир, красный гранат, рубин, а также агат. Чтобы нормализовать сердцебиение, используют красный или розовый нефрит, тигровый глаз. При кровотечениях к области возле раны прикладывают гематит, бирюзу, янтарь или красную яшму.
При болезнях мочеполовой системы
При болезнях почек используют светлый нефрит, зашитый в мешочек из натуральной ткани. Его нужно носить у поясницы под одеждой. Для избавления от камней в почках применяют горный хрусталь, бурый циркон, изумруд. При венерических заболеваниях у мужчин помогает лунный камень и коралл. При болезнях репродуктивной системы используют драгоценный аметист, горный хрусталь. Бесплодие устранит изумруд, а справиться с маточными патологиями поможет гагат.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата
При заболеваниях позвоночника и боли в пояснице помогают сердолик, лазурит, яшма, янтарь, кошачий глаз, рубин, топаз. При переломах используют магнетит, молочный жемчуг, коралл, полосатый сардоникс. Справиться с ревматизмом помогают малахит, сапфир, топаз, янтарь, лазурит, оранжевый сердолик, тигровый глаз. При суставных болях полезны: топаз, магнетит, марказит, коралл.
При респираторных патологиях
При ларингите и бронхите помогают кулоны и ожерелья из кошачьего глаза, аквамарина, хризолита, янтаря. Симптомы простуды и гриппа могут ослабить берилл, гранат, малахит. Серьги и кулоны из синей бирюзы применяются при болезнях уха, горла, носа. Избавиться от насморка помогает зеленый флюорит, который следует прикладывать к носу, предварительно согрев в ладони.
При проблемах с кожей и волосами
Универсальными самоцветами для лечения болезней кожи являются сердолик, янтарь, бриллиант, лазурит. При экземе применяется жемчуг и изумруд, при бородавках – авантюрин. При лишае применяют киноварь, растертую с растительным маслом. Справиться с псориазом поможет изумруд, а улучшить тон лица можно с помощью амазонита.
При выпадении волос нужно настаивать воду на авантюрине, агате или лазурите и мыть ею голову. Можно делать маски из масла и порошка перечисленных минералов. При этом нужно носить украшения (желательно серьги) с авантюрином или синим лазуритом.
Серьги с лазуритом
Можно ли исцелиться только с помощью литотерапии?
Литотерапия основана на многовековом опыте наших предков. При правильном подходе можно действительно достичь хороших результатов. При этом нельзя заниматься самолечением, необходимо обратиться к врачу за установлением точного диагноза. Не стоит также отвергать методы традиционной медицины, ведь при острых состояниях без них не обойтись. Литотерапия может использоваться в качестве дополнительного метода или применяться тогда, когда традиционные методы оказались неэффективны. При этом нельзя забывать о возможных противопоказаниях (стоун-массаж и воду нельзя применять при беременности).
Ирина Путикина – Лечение камнями
Ирина Путикина – Лечение камнями краткое содержание
Лечение камнями читать онлайн бесплатно
Ирина Алексеевна Путикина
Самые древние упоминания о камнях содержатся в клинописных записях Шумера и Вавилона. О каких конкретно камнях шла речь точно определить удалось лишь в редких случаях, и достоверными можно признать (из цветных камней) только названия лазурита, нефрита и сердолика, которые считались камнями священными и помогающими в определенных ситуациях. Суждения о камнях древних египтян более подробно известны благодаря обычаю мумифицирования умерших, при котором в одежды мумии вкладывались различные вещи и каменные похоронные амулеты. Тексты, описывающие похоронные обряды, были канонизированы и сохранились в так называемой Книге мертвых, в которой описаны камни, использующиеся для амулетов и их особые свойства.
По дошедшим до наших времен каменным амулетам было установлено, что египтяне знали лазурит, сердолик и другие разновидности халцедона, бирюзу, яшму, малахит, горный хрусталь, полевые шпаты, обсидиан, янтарь и кварцит. Видимо, считалось, что отдельные камни обладают определенными свойствами, так как для конкретных амулетов рекомендовалось использовать определенные камни или их имитации.
В Библии нет точных указаний на магические свойства камней нагрудника, но толкователи и комментаторы Талмуда (Пятикнижия – Ветхого Завета) создали целую теорию, посвященную подобным свойствам. Эти свойства упоминал и Иосиф Флавий.
Можно с уверенностью утверждать, что вера в особые свойства камней была распространена у всех народов Средиземноморья. Об этом говорят греческие авторы, вряд ли знавшие священную книгу евреев, перевод которой на греческий язык был выполнен только в III веке до н. э. уже в Александрии Египетской – это перевод Септуагинта.
Пифагор (580–510 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.) – все они упоминали о целебных или оберегающих свойствах камней. Ученик Аристотеля Теофраст (Тиртамос из Эре-за, 327–287 до н. э.) в книге о камнях описал 16 минералов с указанием их лечебных свойств. Рассказы о минералах и их свойствах есть в Географии Страбона (63 до н. э.-24 н. э.). Наиболее полный из дошедших до наших дней источник сведений о камнях конечно представлен Естественной историей Плиния Старшего (23–79 н. э.), в которой автор подробно излагал распространенные в его время представления о магических и целебных свойствах камней, сопровождая описания комментариями скептического, а порой и саркастического характера.
Александрийский ученый Плутарх (45-127 н. э.) составил в трактате «На реках» описание камней, их лечебных и магических свойствах. В это же время Диоскорид из Киликии, врач, написавший фармацевтический труд О врачебном материале, кроме 600 растений описал около 30 минералов, которые, по его мнению могли пригодиться по при изготовлении различных лекарственных смесей.
Описание камней нагрудника еврейских первосвященников привел в своей книге «Иудейские древности» римский историк Иосиф Флавий (37–95 или 100 н. э.). Он принадлежал к одной из знатных семей Иудеи и мог видеть эти камни до разрушения иерусалимского храма римлянами в 70-м году.
Большую популярность приобрело письмо епископа Саламина на Кипре Епифания (310–403) византийскому комментатору Библии Диодору, епископу Сицилии. Это письмо называлось «О двенадцати камнях» и содержало описание камней нагрудника. Полный и точный греческий текст письма не сохранился, известны только его конспективные пересказы и переводы, сначала на коптский, латинский и сирийские языки, в X веке на армянский и грузинский, в XI веке – на болгарский и русский; грузинский извод (конспективный перевод) X века считается наиболее полным.
В 635 году епископ Севильи в Испании Исидор составил новое описание камней Библии, и на него ссылались вплоть до XII века, когда более популярными стали труды Марбода, а затем и Альфонсо X.
Епископ Ренна Марбод (1035–1123) описал 60 камней, их целебные и магические свойства, но в настоящее время из них можно идентифицировать только 30. Он пользовался книгами Иосифа Флавия и Плиния, часто используя материал последнего у Исидора Севильского.
Лапидарий короля Кастилии Альфонсо X Ученого (1221–1284) был составлен как сводка известных к тому времени в Испании сведений о камнях, главным образом, по арабским (мавританским) источникам, включавшим данные из сирийских (халдейских) оригинальных, а чаще компилятивных трудов. Это сочинение не получило широкого распространения в Европе, так как было написано на испанском языке, а не на латыни – языке ученых того времени (Альфонсо X обязал все общественные документы писать по-испански). Кроме того, названия камней во многих случаях были арабскими, непонятными для других европейцев, кроме испанцев, которые на протяжении почти шести столетий жили бок о бок с маврами.
На Руси знали западных авторов, и в составленный для киевского князя Святослава Изборник 1037 г. вошли переводы работ Иосифа Флавия, Епифания, Георгия Амартола, Козмы Индикоплова и других авторов, так или иначе касавшихся камней-самоцветов. Торговые связи с государствами Средней Азии, Закавказья и Иранского нагорья позволяли получать информацию из Бухары, Хорезма, Персии, Индии, Грузии и Армении. Так что наши предки были знакомы с представлениями о камнях.
В XI веке были созданы труды среднеазиатских ученых – Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни, 973-1051) Собрание сведений для познания драгоценностей (1048) и Авиценны (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хосан ибн Али ибн Сина, 980-1037) Канон врачебной науки. Любопытно, что выдающийся врач своего времени Авиценна говорил, что все камни чем-нибудь полезны, а математик и астроном Бируни ничего не принимал на веру и описания камней нередко заканчивал словами: «Опытом это не подтверждается», или еще резче: «И нет конца этим бредням.». В XIII веке новый перевод работы Епифания на армянский язык выполнил историк Мхитар Айриване-ци, сопроводив описание камней указаниями их магических свойств, известных армянам его времени, что не всегда совпадало с представлениями Епифания. Аббатиса монастыря Гильдегарда из Бингена (1098–1178) изучала медицину и лечила больных по долгу христианского милосердия. Она знала Плиния, многое почерпнула у Константина Африканского (1020–1087), ученого монаха, переводившего на латинский язык труды корифеев арабской медицины, и у Марбода Реннского. Ею описаны 25 минералов, причем рекомендации всегда очень конкретны: камень нагреть и прикладывать к больному месту, или пить воду, в которой лежал нагретый камень, или часто и подолгу смотреть, например, на изумруд. Минералы исследовал один из выдающихся европейских ученых Альберт Больштедский (1193–1280), и его труды, названные последователями Большой Альберт и Малый Альберт, охотно цитировались авторами Средневековья. В 1669 году была издана на армянском языке в Амстердаме Книга историй Аракела Даврижеци, настоятеля Эчмиадзинского монастыря. Эта книга неизвестных авторов (гл. 53 и 54) содержала две рукописи, которые по всем признакам относились к X–XII векам и были посвящены верованиям о камнях, существовавшим в то время. В России XV–XVII веков были распространены различные лечебники (Вертограды) и словари (Азбуковники), где описывались камни со всеми их реальными и предполагаемыми свойствами. С развитием естественных наук книги о необычных свойствах камней стали считаться сборниками сказок и басен, народных преданий и суеверий, недостойных внимания серьезных читателей, и лишь в конце XIX – начале XX веков стали появляться аргументированные работы, посвященные этим страницам истории цивилизации. Большая сводка преданий и легенд о драгоценных камнях была опубликована нью-йоркским минералогом Дж. Ф. Кунцем в 1913 году (репринтно переиздана в 1971 году), и уже совсем недавно обзор поверий о камнях сделал в своих лекциях пражский минералог профессор Карел Тучек (1971).
ГЛАВА 1. ВИДЫ И МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАМНЕЙ
К нашему времени известно необычайно большое количество различных видов камней. Но далеко не все знают, что у каждого из них имеется свое определенное предназначение.
Минералогический класс: горная порода – кварцит, мелко– и тонкозернистый, из зерен кварца с разноцветными включениями чешуек слюды-жильбертита или зеленого фуксита, которые придают этой породе сильный мерцающий блеск (эффект авантюресценции). Кроме слюды иногда содержит железистые минералы – гетит, гематит.
Цвет: красновато-бурый, розовый или зеленый (фукситовый). Непрозрачный, хорошо полируется.
Название получил от итальянского «авентура» (случайно), так как считается, что имитация камня – авантюриновое кварцевое стекло было получено случайно. Авантюриновое стекло красно-бурого цвета с массой металлических блесток кристалликов меди. По красоте превосходит природный авантюрин, но значительно уступает ему по твердости.