Нераскрытая тайна Янтарной комнаты

Нераскрытая тайна Янтарной комнаты.

– Янтарная комната спрятана в одном из бункеров «Вервольфа». Эти бункеры были построены для диверсионно-террористической организации «Вервольф», осуществляющей действия против наступающих частей союзников. Как боевая сила он себя не оправдал, его использовали для хранения награбленных ценностей. Правда, ни в одном из архивных документов или протоколов допросов пойманных СМЕРШем сотрудников СД точно не указано место нахождения Янтарной комнаты, но по некоторым фразам и косвенным свидетельствам можно понять, что Янтарную комнату нужно искать именно в бункерах «Вервольфа».

– Морская версия. По приказу гауляйтера Э.Коха Янтарную комнату вместе с другими ценностями собирались вывезти из Кенигсберга. Но после того как транспорт «Вильгельм Густлофф» вышел в море, он был торпедирован советской подлодкой под командованием А. Маринеско и затонул.

– О шахтах. Предполагают искать следы Янтарной комнаты в подвалах замков Польши, Западной и Восточной Пруссии, в подземельях секретных нацистских объектов в Тюрингии, в рудниках Саксонии, в шахтах Силезии и Северной Чехии.

– Русское чудо вывезено в Южную Америку. Это предположение не лишено основания, так как всплывшие в 90-е годы отдельные предметы, которые оценены экспертами как подлинные фрагменты Янтарной комнаты, до сих пор находятся у потомков укрывшихся после краха 3-го рейха нацистов или у частных коллекционеров.

– Русская тайна. Это, пожалуй, самая сенсационная версия. После подписания пакта о ненападении между СССР и Германией А.Толстой предложил Сталину подарить Германии «в знак дружбы» Янтарную комнату. Резчику по янтарю А.О. Барановскому и его ученикам было поручено сделать точную копию и макет 1:1. Подлинник 2.06.1941 г. был разобран, его место заняла копия Барановского. После того, как ее сфотографировали, разобрали и переместили в подвал Екатерининского дворца, она была тщательно замурована. Ученические панели заняли место оригинала, а подлинные панели разместились в Камероновой галерее, оборудованной под мастерскую. То есть 3 Янтарные комнаты находились в начале июня в Пушкине одновременно. Немцы вывезли модель комнаты. Судьба остальных неизвестна. А те, кто близко подошли к разгадке тайны Янтарной комнаты, умерли.

Восстановить Янтарную комнату было решено Советом Министров в конце 70-х годов. Работы по возрождению велись под руководством А.Журавлева.
29.04.2000 г. М.Науман, министр по делам культуры ФРГ, передал В.Путину 2 фрагмента подлинной Янтарной комнаты: флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание» (одну из 4-х, выполненных по заказу Екатерины в 1787 г.) и янтарный комод (1711).
На восстановление Янтарной комнаты потребовалось 6 т янтаря, было израсходовано 7,85 млн.$ из бюджета России и 3,5 млн.$ из средств немецкой фирмы “Рургаз». 23 года длилась реконструкция, но к 13.05.2003 г. работы по воссозданию Янтарной комнаты были завершены. И к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната, являющаяся на протяжении почти 3-х столетий своеобразным символом отношений между Россией и Германией, стала доступна для посещения всеми желающими.

Об истории Янтарной комнаты можно прочитать здесь.

История исчезновения и поисков Янтарной комнаты

Н еразгаданная тайна Янтарной комнаты до сих пор будоражит сознание историков. Узнаем, что представляет собой это произведение искусства, восхваленное поэтами, чем оно знаменито и какие скрывает загадки.

Как создавалась Янтарная комната

Уникальный дизайн из драгоценных камней был придуман немецкими архитекторами для Берлинского дворца, по заказу короля Пруссии – Фридриха. Конфликтные ситуации сопровождали творение с самого начала.

Еще во время строительства король выражал недовольство слишком грандиозными тратами, большая часть которых была не запланирована. Позже, когда глава престола решил поменять планы и оборудовать Янтарную комнату в галерее своего замка в Потсдаме, появились проблемы с несоответствующими размерами. Мастерам пришлось убирать лишние панели и достраивать недостающие.

Строительство было окончено в 1709 году, но вскоре после установки, по неизвестным причинам, часть облицовки обрушилась и сильно повредилась. Разгневанный король был настолько потрясен этим событием, что немедленно изгнал из дворца главного мастера по установке Янтарного чуда.

Что представляла собой комната из янтаря

Солнечный камень в те времена называли «Балтийским золотом». Это минерал очень высоко ценился, его стоимость была примерно в 12 раз больше, чем на золото.

Для создания янтарных панелей, самоцвет сначала разбивался на куски, затем смешивался с медом, льняным маслом и коньяком. Уже в таком виде драгоценная крошка наносилась на деревянную основу.

В дополнение к интерьеру в углу помещения красовался изящный янтарный столик, а вдоль стен располагались роскошные комоды с китайскими фарфоровыми сервизами.

Кроме того, в известном архитектурном строении были расставлены стеклянные витрины с коллекцией оригинальных янтарных украшений, созданные немецкими, польскими и русскими ювелирами. Несколько этих украшений – янтарный резной ларец и мозаичная картина в драгоценном обрамлении, частично сохранились и до сегодняшнего дня.

Дальнейшая судьба шедевра

После того, как плохо закрепленные панели при падении были деформированы, возникла необходимость в их реставрации. Но военные и политические проблемы помешали королю Фридриху в процессе декорирования кабинета, в результате чего известное произведение так и осталось незавершенным.

После смерти Прусского короля на престол взошел его сын – Фридрих Вильгельм Первый, который активно вел военную борьбу с королем Швеции. Его главным соратником в этом деле являлся российский царь – Петр Первый, известный всему миру своим пристрастием к коллекционированию роскошных вещиц.

В знак признательности за поддержку, Прусский глава государства решил подарить Российскому забытый янтарный шедевр с прогулочной яхтой в придачу. За этот щедрый подарок Петр передал Фридриху полсотни молодых крепких солдат.

Бесценный подарок, аккуратно упакованный в большие прочные ящики, через Кенигсберг был доставлен в Петербург.

Янтарная комната в России

В России драгоценную комнату встречал Александр Данилович Меншиков. Позже, при попытке монтажа выяснилось, что для сбора янтарного кабинета по инструкции не хватало множество деталей.

Куда исчезли недостающие предметы, история умалчивает. Возможно, они потерялись в долгом пути, но некоторые историки не исключают, что в этом загадочном инциденте замешан сам Меншиков, известный своей хитростью и любовью к деньгам.

Как бы там ни было, но известное янтарное творение так и не собрали. Отчаявшийся Петр приказал убрать драгоценные панели в Летний дворец, где они пролежали в чуланном помещении долгих 27 лет.

Когда на престол взошла дочь Петра Первого – Елизавета, янтарные панели вновь обрели популярность. В 1741 году императрица решила поместить Янтарный кабинет в своей резиденции, но по некоторым причинам, и эта попытка оказалось безуспешной.

Тогда было решено перевезти комнату в Царское Село. Там сборкой шедевра занялся Бартоломео Растрелли. Из-за недостающих предметов архитектору пришлось внести в интерьер немного изменений – добавить стеклянные пилястры и панно, расписанные под янтарь и украшенные мозаикой из агата , мрамора и яшмы.

Закончилась кропотливая работа только в 1770 году. В роскошном кабинете проводились политические приемы и совещания. Вскоре янтарная комната снова стала известной на весь мир.

Хищение архитектурного творения

В нетронутом виде шедевр, который нарекли Восьмым чудом света, существовал до 1820 года, пока во дворце не произошел крупный пожар. Огонь едва не уничтожил драгоценное творение. Его удалось отстоять. Но первоначальный вид был уже потерян. За восстановление известного кабинета взялись реставраторы Роггенбург и Турау. По разным причинам, ремонту комната подвергалась еще в 1830 и в 1897 годах.

Во времена Советской власти Царское Село нарекли городом Пушкин, а в Екатерининском дворце организовали музей.

В 1941 году, в сентябре, войска противника проникли в Пушкин. Янтарная комната подверглась угрозе полного уничтожения от обстрелов, но уцелела. От разрушения ее спасли сотрудники немецкого музея, которые, разумеется, были заинтересованы в ее захвате.

Они распорядились быстро демонтировать янтарные панели, погрузили их в грузовые машины и отправили на станцию Северная. Далее ценный груз по железной дороге вывезли в Кенигсберг.

До сих пор нет ответа на вопрос, по какой причине Янтарное чудо не эвакуировали из Пушкина в тыл, ведь с момента начала войны на это было достаточно времени. Возможно, весомым аргументом было плачевное состояние кабинета.

Однако современные эксперты сомневаются в этом, приводя в качестве доказательства огромные суммы, которые были потрачены на реставрацию в 1830 и 1897 годах. Способны ли каменные панели так сильно постареть за такой относительно небольшой промежуток времени, большой вопрос.

Также, некоторые историки считают, что эвакуацию не провели по причине уверенности в том, что немецкие войска не войдут в Пушкин. Так или иначе, но старинная, известная всему миру драгоценная комната, во время войны, к сожалению, покинула Россию.

Янтарная комната в немецких руках

Прибыв в Кенигсберг, драгоценный шедевр был назван «достоянием немецкой нации». Творение находилось там до 1944, пока Советские солдаты не зашли в Восточную Пруссию.

В конце лета 1944 года, во время авиационных обстрелов, помещение, в котором находилась упакованная в бумаге и вате комната, было разрушено и сожжено. Но на этом история шедевра, как оказалось, не заканчивается.

Когда Кенигсберг был взят, профессору-искусствоведу Александру Яковлевичу Брюсову поручили отыскать ценности, украденные немцами за период долгой войны. Брюсов был археологом, но, как и где искать пропажу, не имел ни малейшего представления.

Спустя некоторое время, к Брюсову явился немецкий специалист по янтарю – Альфред Роде. Он нанялся к Советскому профессору на работу, а позже показал ему бункер, в котором хранились некоторые российские драгоценности.

Также Роде заявил, что Янтарная комната сгорела до тла, и для большей убедительности показал несколько обгоревших, полностью разрушенных огнем плиток. Брюсов зафиксировал этот факт, составив акт о полном истреблении Янтарного творения.

Тайная переписка Альфреда Роде и Гитлера

Однажды Брюсов случайно встретил немецкого специалиста по янтарю на улице. Роде спешно сжигал какие-то документы. Александр Яковлевич не предал этому особого значения, но, как оказалось в дальнейшем, напрасно. Уже позже было выяснено, что эти бумаги – долгая переписка на тему Янтарной комнаты с фюрером.

Гитлер неоднократно требовал перемещения Янтарной комнаты в Берлин, но трижды получал различные отговорки. Последняя переписка с фашистским лидером состоялась в конце 1944.

В письме Роде сообщил, что не может отправить ценный груз, так как все пути сообщения уже под контролем Советской армии. Также он заверил Гитлера, что Янтарные панели хранятся в надежном месте – замаскированном бункере, и дал государственные гарантии о сохранности шедевра.

После прочтения этих писем, начался активный поиск того самого бункера. В этом мог помочь Роде, но, как выяснилось, он вместе со своей супругой скончался от дизентерии в 1945. Уже в 1946 году, Анатолий Кучумов и Станислав Трончинский объединились с Брюсовым для поиска драгоценной пропажи.

Когда искусствоведы начали осмотр дворца, в котором якобы была уничтожена комната, им удалось отыскать лишь несколько элементов мозаики. Они действительно сильно пострадали от пожара, однако кроме этих фрагментов больше найти ничего не удалось. Ни расплавленных зеркал, ни обгоревшего янтаря в помещении не оказалось.

Загадки исчезновения лиц, причастных к Янтарной комнате

При попытке приблизиться к истории исчезновения и поисков архитектурной ценности, странным образом начали происходить несчастные случаи с лицами, каким-либо образом участвующих в розыскных мероприятиях.

Первым, как уже было сказано, скончался ценитель музейных ценностей Роде. Та же участь ожидала и его супругу. Как говорилось в заключении, причиной гибели стала кровавая дизентерия. Однако, после вскрытия могил семьи стало известно, что их тела отсутствуют на месте захоронения.

Сотрудник министерства внутренних дел ГДР, Пауэль Энке, занимался пропажей по долгу службы. Из показаний свидетелей ему стало известно, что янтарное произведение искусства было приказано спрятать.

Были упоминания о соляном руднике, который предназначался для определенного груза, привезенного на многочисленных машинах. Среди этого груза были и ящики с надписью «Кенигсберг». В 1987 году, когда Энке, казалось, был уже близок к разгадке, он внезапно скончался в архиве, за чашкой утреннего кофе. Комната так и не нашлась, а все начатые расследования были приостановлены.

Еще одно звено в загадочной цепочке – майор Иван Курица, который нашел свидетеля по делу о хищении Янтарного кабинета. На встречу он отправился на мотоцикле, но на скорости зацепился об растянутую кем-то проволоку, которая отрезала ему голову. Свидетеля же нашли задушенным в собственном доме. Тайна так и осталась не раскрыта.

Следующим в хронологии зловещих событий оказался Георг Штайн. Историк считал находку Янтарной комнаты делом своей жизни. Ему удалось найти многие сокровища Псково-Печерского монастыря – иконы, кресты, старинные сосуды. Кроме того, ему удалось обнаружить телеграмму, состоящую из шифровальных кодов и касающуюся драгоценной пропажи.

Когда Штайн приблизился к ответу на главный вопрос, его нашли зарезанным в собственной комнате. Он скончался от ножевого ранения, хотя официальной причиной смети было признано самоубийство. Знакомые Георга отказывались верить в то, что уравновешенный и увлеченный человек способен на суицид. К тому же нож, который нашли в теле Штайна, не являлся предметом быта историка.

Догадки и предположения о местонахождении шедевра

Несмотря на то, что на вопрос где сейчас янтарная комната, так и нет точного ответа, существуют различные версии о возможных тайниках, где она может храниться:

  1. Калининградская область. Многие краеведы пытались отыскать пропажу именно в районе Калининграда. С этой целью было исследовано около 250 возможных мест-тайников. Не увенчавшиеся успехом поиски были закончены в 1984 году.
  2. Южная Америка. По мнению некоторых исследователей, Янтарный кабинет эвакуировали в Восточную Пруссию, после чего он был отправлен в Германию. Позже, вероятно, архитектурное творение переправили в Америку.
  3. Западная Пруссия. Некоторые ученые сходятся во мнении, что ценный груз закопан именно здесь – на территории нынешней Польши. В подтверждение этого факта, польские краеведы приводят исторические документы, говорящие о наличие тайника в этих местах.
  4. Территория бывшего Советского Союза. Версия, что творение было отправлено на Советские земли после взятия Прусской крепости, также имеет право на существование.
  5. Земли Третьего Рейха. Еще одно недоказанное мнение – нахождение ценного груза на территории, в прошлом принадлежащей фашистам. Сторонники этой версии считают, что творение может либо храниться в замаскированном бункере в разобранном виде, либо быть переданным заинтересованным лицам в США.

Воссоздание Янтарного кабинета

Несмотря на многочисленные догадки и различные версии, Янтарную комнату так и не удалось найти ни в одном из предполагаемых тайников. Поэтому было решено создать ее копию.

Открытие вновь созданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году, в день, когда в Санкт-Петербурге отмечался день 300-летия города. На торжественной церемонии открытия присутствовал глава Российского государства Владимир Путин, а также канцлер Германии – Герхард Шредер.

Современные ученые все также, как и предыдущие поколения, пытаются разгадать эту загадку и найти роскошную драгоценность. Правда, пока безуспешно.

Тайна янтарной комнаты: где сейчас янтарная комната?

Больше 70 лет остается неразгаданным таинственное исчезновение, знаменитой «янтарной комнаты». Осенью 1941 года фашисты вывезли её с Царского села в Кёнигсберг, где она находилась всю войну, но в 45 году, когда Кёнигсберг заняли наши войска, оказалось, что комната бесследно исчезла.

Страсти вокруг нее не утихают до сих пор. Только официально заявленных местонахождении янтарной комнаты сегодня насчитывается более 600. Этот уникальный раритет, окружен огромным количеством мифов, легенд и странных происшествий. Многие, из которых связаны с гибелью людей.

Погибли 17 человек, которые находились на грани открытии ее нахождения. Подобных историй ее обнаружения немало. Почему поиски янтарной комнаты, стали смертельно опасными, за что были убиты все те люди, кто только приблизился к раскрытию этой тайны.

И, что хотел рассказать на своей пресс-конференции, самый известный энтузиаст поиска, гражданин ФРГ Георг Штайн, но так и не успел этого сделать. Стоит отметить, что Штайн воевал на стороне Германии, впоследствии решивший восстановить справедливость в отношении Советского Союза. Почему простой немец загорелся найти эту комнату, проявив такое рвение.

Кёнигсберг 1945 год, где началась невидимая связь между судьбой Штайна и янтарной комнаты. В этом городе случилась трагедия в семье простого солдата Георга Штайна, события которой перевернули всю его дальнейшую судьбу. Вся семья Штайна была арестована за связь с другом семьи Карлом Гёрделером, который был участником заговора против Гитлера.

Янтарная комната Кёнигсберг: начало

6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти.

Его тело нашли на окраине городка Альтдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Что знают архивы о янтарной комнате?

Не зная, что делать с таким подарком Московские чиновники отправили документы в Калининградский областной архив и успешно обо всем позабыли. В этом хранилище с ним работал один переводчик, бывший офицер СМЕРШа, который, кстати сказать, скоропостижно скончался. В архиве материалы пролежали 30 лет, настоящая историческая сенсация и ключ раскрывающий тайну исчезновения янтарной комнаты и многих других ценностей, вывезенных Германией из Советского Союза. За все 30 лет, только несколько сотрудников, заглянули в его записи.

Весной 1942 года, янтарная комната, украденная немецкими оккупантами из Царского села, была заново собрана в одном из помещений Королевского замка и вошла в музейную опись, художественных ценностей Кёнигсберга, но уже под другим названием «немецкий янтарный кабинет». Позже именно эта запись с играет с комнатой злую шутку.

На самом деле изначально вариантов янтарной комнаты было несколько, первый тот, что подарил Петру I Прусский король Фридрих, небольшой янтарный кабинет, который позже был увеличен вдвое. Архитектор Франческо Растрелли переделал его под один из залов Екатерининского дворца, добавив верхний ярус панели, мозаики, канделябры и резные элементы декора из тонированного янтаря. Вот этот второй полный вариант и назвали в последствие янтарной комнатой.

Первый вариант, подаренный Петру I королем Фридрихом, взбудоражил умы историков и военноначальников Германии они решили признать его национальным достоянием Германии, вторая часть, доработка до янтарной комнаты их совершенно не интересовала.

Вариант комнаты подаренной Фридрихом был восстановлен в Королевском замке Кёнигсберга, оставшаяся же часть была уложена в коробки и сложена в погребах замка. Они мало кого интересовали.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Гёрдер довольно резко прервал рассказ Штайна о янтарной комнате, фразой: «запомни Георг, все, что награблено, не может быть красивым, и должно быть возвращено туда, откуда его взяли». С таким вот напутствием Георг Штайн отправился на фронт.

Война дошла до Кёнигсберга в августе 1944 года, англичане опробовали напалмовые бомбы, специально созданные для гражданского населения. Более 4 000 жителей города, сгорели в своих домах и бомбоубежищах. Весь исторический центр города, был безвозвратно утерян, 200 000 человек остались без крова.

Самой страшной бомбардировкой была ночь на 30 августа, во время которой 6 цокольных панелей янтарной комнаты оплавились. Что произошло дальше с янтарной комнатой?

Из архива Штайна о движении ценностей:

«15 августа 1942 года – 43 год янтарная комната в Королевском замке»

«февраль 1943 года – август 44 года в хранилище Имперского банка»

Получается, что еще до бомбардировки янтарная комната, была разобрана, упакована и спущена в хранилище замка. Там их и удалось сберечь от пожара, но края нескольких панелей все-таки пострадали. Тогда их перенесли в более глубокое хранилище, филиал Имперского банка. Тем более это можно было сделать, не выходя на поверхность, туда вел подземный коридор с Королевского дворца.

“С июля 1944 года янтарная комната в имении Эриха Коха в пригороде Кёнигсберга”.

О том, что комната оказалась в имении Коха, Георг Штайн узнал из дневников отца, правда на полях этой записи стоял знак вопроса, но Штайн не придал этому значения.

Позже в архиве Кёнигсберга было выяснено, что комната не покидала Королевский замок, а Штайн старший видел копию янтарных панелей комнаты, изготовленных мастерами янтарями из поместья Коха, для неизвестных целей.

Из допросов очевидцев, стало известно, что янтарная комната все-таки осталась в Королевском замке, правда переехала в другую его часть, популярный ресторан «Блютгерихт». Это было самое надежное место в замке, старинная часть замка состояла из трех ярусных каменных подвалов, которые могли выдержать, любые бомбардировки.

Почему комната не покинула Кёнигсберг до бомбардировок, ведь Гитлер лично дал приказ о её эвакуации? Ответ прост, смотритель Роде упорно не хотел увозить комнату, он повел свою опасную игру с Гитлером. Вместо отправки самой первой комнаты подаренной Фридрихом, Петру I, он стал отправлять разными путями, лишние детали «янтарные доработки» архитектор Франческо Растрелли, лежавшие в подвалах замка и незадействованные в обустройстве комнаты Королевского замка.

Этот факт был установлен в протоколе допроса Роде, который был обнаружен в архиве Александра Кучумова, руководителя государственной комиссии по поиску янтарной комнаты и других похищенных ценностей.

Александр Михайлович был не только известным искусствоведом, но и бывшим хранителем янтарной комнаты в Царском селе, и мечтал, о том дне, когда янтарная комната вернется на свое место. Эти документы нигде и никогда не публиковались, возможно кому-то было выгодно сохранить их в тайне.

9 апреля 1945 года на рассвете, первая Московско-Минская дивизия, форсировала реку Прегель и захватила Кафедральный собор и Королевский замок. Когда в замок вошли советские артиллеристы, то в Большом рыцарском зале обнаружили множество ящиков. На некоторых из них сидели испуганные немцы, на вопрос русского полковника: «что в ящиках?» ответили, «музейные ценности».

В регистрационном журнале замка, янтарная комната была записана под номером 200, как экспонат немецкого музея, т.е. собственность Восточной Пруссии, а не Советского Союза. Полковник решив, что это трофейные ценности, передал панели специальной трофейной бригаде НКВД.

Документы об этих событиях были обнаружены в архиве Кучумова руководителя государственной комиссии, после его смерти.

Сопоставив все факты, выясняется, что немцы сидели на ящиках немецкого янтарного кабинета подаренного Петру I, а янтарные панели, незадействованные в его строительстве были, отправлены Роде по железной дороге.

Секретность была большая, не принято было об этом говорить, интересоваться, управления и структурам было не до этого, нужно было разбираться с трофейными немецкими ценностями, награбленными со всей Европы. Проверочные комиссии приезжали в Кёнигсберг дважды, и всякий раз делался вывод, раритет найти невозможно, потому-что он сгорел.

Руководитель комиссии по поиску Кучумов, безусловно, догадывался, что оригинал янтарной комнаты не сгорел, а оказался в руках особой команды НКВД, которая переправила его в секретные фонды трофейных ценностей. Где она благополучно затерялась среди других трофейных ценностей и послевоенной неразберихе.

В последствие спецслужбы стали запутывать следы, боясь ответственности. Стало появляться много дезинформации в СМИ по поводу янтарной комнаты в Советских и Германских газетах. Советские спецслужбы, допустившие досадную ошибку с янтарной комнатой, уже не могли ничего исправить, поскольку не знали, где теперь в действительности она находиться и чтобы вывести себя из под удара, стали направлять поиски в ложную сторону.

Простой немец Георг Штайн, тоже прочитал заметку о янтарной комнате и решил восстановить хронологию событий. Сам на свои деньги, он стал проводить расследование. Заниматься этим было смертельно опасно, речь шла об очень больших деньгах, которые продолжали получать на аукционах за украденные ценности, бывшие нацисты, сумевшие скрыться от возмездия. Германия к своим послевоенным архивам никого не подпускала, Штайну пришлось прикрыться легендой по розыску бывших нацистов.

В архиве штаба Розенберга, Георг Штайн напал на след, но не янтарной комнаты, а на сокровище Псково-Печерского монастыря, которые с его помощью вернулись на родину. Денег Штайн не получил ни копейки от Советского руководства за помощь в возврате сокровищ.

В ГДР тоже вели поиски сокровищ на своей территории, соблюдая секретность. Сотрудники разведки Штази (Stasi), внедрили в окружение к Штайну разведчика под видом журналиста, который стал приносить Штайну очень интересные документы. В том числе были документы о шахте Горслебен в Саксонии, в этой шахте были спрятаны награбленные нацистами сокровища и в том числе и якобы янтарная комната. Это была сенсация, Штайн собирает пресс-конференцию и вдруг звонок, ему обещают дать очень важную информацию. Он выехал на встречу, которая оказалась роковой.

Дело в том, что никаких ценностей в шахте уже не было. Из записей Штайна:

«В ночь с 10 по 11 апреля 1945 года, группа офицеров СС вывезла детали янтарной комнаты вместе с другими ценностями в шахту Горслебен в Нижней Саксонии, и поместили на глубине 430 метров».

«15 апреля 1945 года шахту заняли американские войска и 10 мая 1945 года, американцы вывезли экспонаты янтарной комнаты через Висбаден в США».

На запрос Штайне в Висбаден ему ответили, что вся документация по этому делу засекречена.

Напрашивается вопрос, как янтарная комната могла быть в двух местах в трофейных складах НКВД и шахте Горслебен в Саксонии. Штайн все-таки нашел янтарную комнату, только не всю, а её часть, которую смотритель Роде успел эвакуировать с Королевского замка Кёнигсберга, это янтарное продолжение комнаты архитектора Франческо Растрелли, которая оказалась в руках американских военных. Остается вопрос, где основная часть комнаты, которую немцы назвали «немецкий янтарный кабинет».

В конце войны янтарный кабинет был отправлен из Кёнигсберга в музей Берлина, он оказался в Восточном секторе, ставшим в последствии столицей ГДР. После экспертизы, янтарную комнату передали в американский сектор музея.

Как он оказался у американцев? Дело в том, что оплата ленд-лиза началась через 5 лет после окончания войны. Платить было нечем, золота и валюты не было. Американцы же принимали помимо золота и ценное имущество, куда входили произведения искусств. Получается, что вместо денег американцы брали по ленд-лизу трофейные культурные ценности. Таким образом, янтарная комната, может быть, оказаться в числе вещей, которыми Германия расплачивалась по ленд-лизу перед Америкой.

Американцы не вывозили так называемый «Прусский янтарный кабинет» в США, скорее всего он так и находиться на территории Германии в музейных хранилищах Касселя. Куда изначально и планировался переезд янтарной комнаты из Кёнигсберга.

Зловещие загадки Янтарной комнаты

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар.

Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением — прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы. В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты.

Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли…

Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь. Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это — подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность?

Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России. Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией.

Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней — цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

Тайна янтарной комнаты раскрыта ?

Одно время в Калининграде шла подготовка экспедиции к затонувшему в 1945 году в Гданьском заливе фашистскому транспорту «Вильгельм Густлоф», который был торпедирован легендарной подводной лодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско. Как считают представители оргкомитета « Тайны Бал­тики», возглавляющего эту экспедицию, именно на «Густлофе» находятся знаменитая Янтарная комната и некоторые другие ценности, награбленные фашистами в СССР. Такое утверждение имеет, думается, определенные осно­вания.

Исторический эксперт оргкомитета писатель Виктор Геманов собрал многочисленные свидетельства оставшихся в живых очевидцев о том, что перед выходом транспорта из Готгенсхафена на него с беспрецедентными мерами секрет­ности было загружено несколько сотен окованных железом деревянных ящиков. В дальнейшем они находились на суд­не под охраной эсэсовцев.

Справка Георгия Штайна:
Морская версия эвакуации Янтарной комнаты из Кенигс­берга имеет солидную доку­ментальную основу, хотя дале­ко не один только «Густлоф» мог выполнить эту миссию. В Центральном государственном архиве РФ имеется копия справки, составленной известным германским искусствове­дом Георгом Штайном, под на­званием «Движение Янтарной комнаты». Основываясь на до­кументах, он утверждал, что в январе 1945 года была осуще­ствлена попытка по приказу Коха вывезти Янтарную комна­ту вместе со старинными рус­скими иконами, прочими цен­ностями на Земландский полу­остров, чтобы… отправить на каком-либо из судов в Данциг, а затем еще дальше, в Гамбург или Киль…»

Известно, что советские вой­ска в январе 1945 года практически завершили окружение Кенигсберга, но возможность переправить ценности на побе­режье еще оставалась вплоть до февраля. Об этом свиде­тельствует еще один архивный документ из фондов экспеди­ции по поиску Янтарной ком­наты, проведенной в 80-х годах под руководством Е. Стороженко: «229-й отдельный танковый батальон в феврале 1945 года вел бои под Кенигсбергом. Танковый взвод под командо­ванием Д.Е. Грубы вырвался на побережье залива Фриш-Гаф в районе населенного пункта Толкимит. На льду залива в 1,5- 2 км от берега танкисты увиде­ли тяжело груженный обоз из 5-6 саней, сопровождаемый немецкими солдатами, кото­рый направлялся к косе, нахо­дившейся в 10-12 км от бере­га. Танки открыли огонь по обозу и потопили его. Один из военнопленных сообщил Грубе, что танкисты потопили культурные ценности. В подтверждение своих слов немец при­вел танкистов к богатому име­нию, принадлежавшему внуку императора Вильгельма II — Людвигу Фердинанду, и расска­зал, что раньше в имении жил наследник русского престола великий князь Кирилл Влади­мирович, здесь же находилась типография газеты «Вольная Россия» и эмигрантский банк. Немец указал и на тайник, в котором были обнаружены не вывезенные сокровища: в огромных ящиках лежали тща­тельно упакованные хрусталь­ные люстры, меченные двугла­выми орлами, роскошно отде­ланные зеркала. Это произош­ло 23 февраля 1945 года».

Проводились ли поиски цен­ностей по данным Грубы, в архиве прояснить не удалось. Но в данном случае важно, что приведенный документ свиде­тельствует: вплоть до 23 фев­раля фашисты имели возмож­ность переправить Янтарную комнату из пригородов Кениг­сберга на побережье. При попы­тке выяснить, какие немец­кие корабли и суда покидали порты Восточной Пруссии в это время, обнаружим что, кроме «Вильгельма Густлофа», здесь совершали рейсы транспорт «Вернемюнде», лайнер «Ро­берт Лей» и крейсер «Эмден»,

Секретная миссия «Эмдена»
Документально установлено, что «Эмден» в январе 1945года выполнял по личному приказу фюрера, секретную миссию по вывозу культурных ценностей с территории Вос­точной Пруссии в рейх. В Цен­тральном государственном архиве России имеются дубликаты писем берлин­ского искусствоведа Пауля Колера в адрес российских исследователей. Колер просле­дил путь ценностей, эвакуиро­ванных из Восточной Пруссии в январе 1945 года. На крейсе­ре «Эмден» они вместе с «на­циональными реликвиями тртьего рейха» (саркофаг марша­ла Гинденбурга, гробница Фридриха Великого) благопо­лучно добрались до Киля, за­тем передислоцированы в Потсдам. Отсюда «нацио­нальные реликвии» были пере­правлены в шахты «Пруссия» и «Саксония», спрятаны и за­мурованы в штольнях (в апре­ле 1945 года найдены и выве­зены американцами). Ящики же с «ценностями Коха» отпра­вились в Веймар и были спря­таны в подвале городского музея.

Анализируя военные доку­менты тех лет, Колер обратил внимание, что именно в то время в районе городов Вей­мар, Рохлиц и других было зафиксировано интенсивное передвижение грузовых машин швейцарского Красного Креста. Как они могли появить­ся в рейхе? Какую задачу вы­полняли?

Нашлись свидетели, кото­рые видели в некоторых из них не узников, а огромные ящики. Нетрудно предположить, что «санитарные» машины могли быть использованы для тайной переброски «ценностей Эриха Коха» из Веймара в какие-то законспирированные хранили­ща.

О том, что среди «ценностей Эриха Коха» могла быть и Янтарная комната, свидетель­ствует немало архивных доку­ментов. В фондах Центрально­го государственного архива РФ есть копии трех писем, датиро­ванных 1944 и 1945 годами, из канцелярии фюрера в адрес Коха с приказом Гитлера не­медленно доставить Янтарную комнату в Берлин. Ведя опас­ную игру, гауляйтер поручает отвечать на письма своему подчиненному, главному хра­нителю кенигсбергских музеев Альфреду Роде. Все три отве­та написаны в учтиво-уклончи­вых тонах.

В марте 1959 года Главное управление культурно-просветительских учреждений Минкультуры РСФСР обратилось к генпрокурору России с просьбой допросить с помо­щью прокуратуры Польской Народной Республики военно­го преступника Коха, находя­щегося в польской тюрьме, по поводу Янтарной комнаты. 12 апреля 1959 года поступил ответ: «Кох показал, что о су­ществовании комнаты не знал вовсе…» Однако несколько лет спустя он заявил, что в обмен на свободу готов указать мес­то, где спрятана «Берштайнциммер». По каким-то причи­нам эта «сделка» не состоялась. Впоследствии 90-летним стариком Кох скончался тюрьме, унеся с собой тайну.

О том, что Янтарная комнта могла быть вывезена на «Эмдене» и перекочевала из Киля в Веймар, несколько лет назад свидетельствовал в германской телепрограмме RTL веймарский архитектор господин Штадеман. Он считает, что она может находиться в секретном подземном хранилищ состоящем из сотни помещений. Построили его еще в 1943 году руками пленных Бухенвальда. Затем их всех до одного уничтожили.

…И все таки «Густлоф» ?
Как это ни печально, ни одна из версий захоронения фашистами Янтарной комнаты не имеет достаточно полного документального или иного обоснования. Тайна раскроется только тогда, когда она буде найдена. В этом отношении намерения оргкомитета «Taйны Балтики» заслуживают самой решительной поддержки.

Проблема, как всегда, только в финансировании. Но многие специалисты убеждены что экспедиция окупится сторицей. Ведь даже если на «Густлофе» и не будет обнаружена Янтарная комната, тaм несомненно, находится немало других культурных шедевров, практически не имеющим цены.

История поисков Янтарной комнаты окончена? Часть 2

В руках узкого круга исследователей оказались архивы известного ленинградского музейщика, первого хранителя Янтарной комнаты Анатолия Кучумова, которые он завещал обнародовать спустя четверть века после своей кончины, случившейся в 1993 году. Сенсационные материалы содержат, в том числе, протоколы допросов некого Пауля Фейерабенда. Он сообщает, что 9 апреля 1945-го собственноручно передал ящики с сокровищами Екатерининского дворца какому-то советскому полковнику, солдаты которого вошли в королевский замок Кенигсберга.

Янтарная комната в наши дни Фото:dostop.ru

Если бесценное произведение искусства оказалось в наших руках в 1945-м, то почему его продолжали искать на протяжении многих десятилетий, а отдельных энтузиастов надежда не покидает и сегодня? Где находится подлинник XVIII века? В современной экспозиции дворца находится точная копия, работы по созданию которой велись в период 1987-2003 годов. Из этой статьи вы узнаете ответы на все вопросы.

На поиски Янтарной комнаты

Для оценки произведений искусств, захваченных во дворцах и замках Восточной Пруссии, в ее столицу прибыла группа специалистов МГУ во главе с профессором Иваницким. Ей посчастливилось найти журнал учета предметов, поступивших в музейную коллекцию. Одна из записей за 1942 год свидетельствовало о приеме большого количества янтарных изделий XVIII века из Екатерининского дворца Царского села. Куда они подевались, группе Иваницкого установить не удалось.

Королевский замок Кенингсберг. Наши дни Фото:caravan.su

Буквально через несколько недель после этого искать Янтарную комнату из исторического музея приезжает вторая группа сотрудников, которой руководит профессор А.Брюсов. Для разбора завалов и раскопок ему нужно много людей, поэтому рабочую силу набирают на бирже труда. В одной из бригад оказывается уже упомянутый доктор А.Роде и ресторатор П.Фейерабенд.

Брюсов роется на пепелище и случайно натыкается на чудом уцелевшую папку с перепиской Роде с первыми лицами Третьего рейха – Гитлером и Борманом. Он оглядывается на седого старика с бледным изможденным лицом и трясущимися руками и не верит, что перед ним не только самый крупный эксперт по янтарю, но хранитель важнейших секретов. Именно Роде отвечал за эвакуацию и захоронение ценностей на территории Пруссии, Саксонии и целом ряде других регионов.

Александр Брюсов Фото:fsd.multiurok.ru

Впоследствии в обмен на жизнь членов своей семьи он рассказал офицерам СМЕРШ всё, что знал о секретных хранилищах, а также иные важные сведения. Вполне возможно, что всеми тайнами искусствовед поделиться не успел, поскольку был ликвидирован неизвестными прямо на ступеньках здания военной контрразведки. Профессор Брюсов получил для ознакомления лишь четыре листа протокола допроса из нескольких десятков, из которых следовало, что «роденовская» Янтарная комната погибла в огне пожарища, а судьба других частей ему неизвестна.

В 1946-м уже А.Кучумов просит И.Сталина о проведении дополнительного расследования по факту пропажи сокровищ Екатерининского дворца, объясняя свое желание их огромной ценностью. На письме появляется резолюция: «Оказать всю необходимую помощь». Она приводит в действие механизм большой государственной машины и в Кенигсберг отправляется саперный батальон с тяжелой строительной техникой, подключаются чекисты, контрразведчики сотрудники НКВД.

По прибытии на место, Кучумов сразу устанавливает, что тонна янтаря и мозаики сгореть бесследно не могла, а на месте ее предположительного размещения нет ни единой капли смолы. В отличие от Брюсова, никогда не видевшего Янтарную комнату в глаза, ленинградский музейщик точно знает, что ищет. Он опрашивает Фейерабенда, который указывает на советского армейского полковника.

Находят «того самого» полковника, которым оказывается командир Пролетарской Московско-Минской дивизии будущий герой СССР и генерал – П.Толстиков. По действующим тогда правилам, захваченные ценности подобного рода подлежали немедленной сдаче под охрану 6-му спецотделу НКВД, что было им и сделано. Неожиданно выясняется, что разыскиваемые сокровища давным-давно находятся в одном из государственных хранилищ.

Королевский замок Кенигсберг. 1945г Фото:i.pinimg.com

После получения такой шокирующей информации А.Кучумов начинает «бить в набат» и «стучаться во все двери». Однако, «люди в погонах» его воинственный запал быстро остудили. Музейщику запретили дальнейшую поисковую деятельность, велели возвращаться в Ленинград и навсегда забыть о том, что узнал. Взяли подписку о неразглашении сведений и пригрозили «последствиями» при любой попытке с кем-нибудь поделиться запретной информацией. Угроза была настолько реальной, что Анатолий Михайлович боялся навредить близким людям даже после собственной смерти.

И, тем не менее, решился рассказать правду, которую удалось узнать из общения с Ф.Хенкензифкеном, хранителем музейной коллекции Кенигсбергского замка, и профессором Г.Штайном. Его родная сестра невольно оказалась в самой гуще описываемых событий.

Печальный эпилог

В апреле 1945-го уполномоченные НКВД действительно приняли на ответственное хранение большое количество изделий из янтаря от полковника Толстикова. По всем учетам они прошли, как ценности из королевского замка в Кенигсберге. Никакой видимой связи с Янтарной комнатой не было, поскольку ее мало кто видел в принципе.

Поэтому первоначально ящики перевезли в бункер под геологическим музеем, в котором происходило накопление произведений искусства, захваченных в Восточной Пруссии, а после переправили руководителям Советской военной администрации Германии товарищам И.Серову и Г.Жукову. Так сказать, для использования «в оперативных целях».

Анатолий Кучумов Фото:img1.liveinternet.ru»

Когда вокруг янтаря поднялась шумиха, его оставили в советских хранилищах Германии, так сказать до лучших времен. Все концы обрубили и провели «операцию прикрытия», вывалив на всеобщее обозрение большое количество дезинформации.

В 1948-м в странах западной Европы началась реализация, так называемого, американского «Плана Маршала», направленного на стимулирование развития экономики. На эти цели Штаты выделили 13 млрд долларов. Сегодня многие считают, что заокеанская помощь была безвозмездной, но на самом деле в качестве залога банки приняли бесценные произведения искусства из европейских музейных коллекций.

Фрагмент Янтарной комнаты Фото:avatars.mds.yandex.net

О возможности рассчитаться по долгам предметами искусства узнали и в СССР. Правительство дало команду оценить и оправить в счет оплаты военных поставок по Ленд-лизу всё, что находилось в советских хранилищах на территории Германии и других стран Европы. В этот перечень из многих тысяч наименований попали и «янтарные изделия из Кенигсберга», оценку которых в интересах западных инвесторов производил как раз Фридрих Хенкензифкен. В 1950-м они уплыли за океан. Прямо из его поместья на берегу Поморской бухты.

Вероятно, в истории поисков Янтарной комнаты можно поставить точку.

Тайна Янтарной комнаты

Официально Янтарная комната оценена более чем в 50 миллионов долларов. Но на самом деле этот шедевр искусства мирового уровня бесценен. Он создавался упорным трудом нескольких поколений великих мастеров и, по меньшей мере, семь монархов заботились о его создании и сохранении. Воссозданная сегодня в России Янтарная комната поражает своим грандиозным великолепием, а сердца многочисленных исследователей-кладоискателей учащенно бьются при очередном слухе о возможном местонахождении оригинального шедевра.

Куда пропала Янтарная комната?

В 1701 году взошедший на престол король Пруссии Фридрих I вместе с супругой Софией-Шарлоттой озаботились перестройкой своей столицы, желая превратить свою летнюю резиденцию Литценбург во дворец, ничем не уступающий французскому Версалю. Разработка проекта была поручена архитектору Эозандеру. С высочайшего одобрения, им было предложено создание янтарных панелей для облицовки одной из комнат дворца. Начал работу по созданию янтарных панелей архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер, в помощь ему датский король Фридрих IV милостиво отпустил «художника и янтарных дел мастера его датского величества». Не дождавшись окончания работ, в 1709 году София-Шарлотта умерла, а Фридрих 1 решил украсить янтарными панелями галерею во дворце Ораниенбурга.

Во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I имел возможность видеть уже практически готовые панели, и они привели его в необыкновенный восторг, им тут же было высказано желание иметь подобное. Судьба распорядилась так, что королю Фридриху I не судилось увидеть смонтированную диковинную галерею, так как он скончался в 1713 году.

Следующим прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, человеком весьма скупым, после коронации в 1713 году были отменены все дорогостоящие ранее начатые проекты, но янтарные панели все-таки были установлены в одном из кабинетов берлинского королевского замка. Позже Фридрих-Вильгельм I в качестве дипломатического дара преподнес янтарный набор императору Петру I, который не мог забыть диковину с прошлого визита.

Читайте также: Золото Колчака

В 1717 году с величайшей осторожностью в Петербург был доставлен «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке. В качестве благодарности, российский император отправил для пополнения Потсдамской гвардии пятьдесят пять гренадеров исполинского роста.

Нужно объяснить, в чем собственно состояла необычайность данных панелей. Ну, во-первых, материальная ценность — в те времена даже необработанные кусочки янтаря, имеющие вес более 75 г, оценивались на вес серебра. Во-вторых, трудно найти материал более неподходящий для отделки стен. Он крайне редко встречается крупными кусками, к тому же имеет огромное разнообразие оттенков и степени прозрачности. Обычно янтарь употребляется для мелких изделий — мундштуков, набалдашников для тростей, четок, бус, брошей.

Созданный мастерами янтарный кабинет — единственный пример использования этого камня для облицовки значительных поверхностей. Данная работа оказалась такой дорогой и трудоемкой, а само изделие столь непрочным и капризным, что никогда более подобные идеи не реализовывались. Современные реставраторы, которые воссоздавали Янтарную комнату, убедились, что янтарная мозаика болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, норовит отслаиваться от деревянной основы, коробится и осыпается. Сегодня появилось предложение отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, которые не будут препятствовать обозрению шедевра, но за которыми можно будет поддерживать особый микроклимат.

И вот Янтарный кабинет оказался предметом гордости российского императорского двора. В 1743 году Елизавета, дочь Петра I, приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце, для их монтажа и частичного ремонта был приглашен итальянец А. Мартелли. Поскольку новое помещение было значительным и панелей явно не хватало, то архитектором Ф.Б.Растрелли было принято решение о дополнении интерьера зеркалами и расписанными «под янтарь» панно. Позже, в 1745 году, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, преподнес царице еще одну специально для нее изготовленную янтарную панель.

С 1746 года собранная Янтарная комната стала служить местом для официальных приемов. В 1755 году комната была перенесена в новый Большой (сегодня Екатерининский) дворец в Царском селе. Там для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров, где Ф. Б. Растрелли также прекрасно справился с размещением панелей по прежнему принципу (с зеркалами и панно).

В 1770 году Янтарная комната была окончательно выполнена. Для этого специально приглашенные зарубежные мастера изготовили много дополнительных различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря. На четырех больших панно комнаты была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, специально заказанная для этого во Флоренции, которая изображала аллегории пяти чувств. В комнате разместили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.

Уникальное янтарное чудо требовало постоянного наблюдения и мелких реставрационных работ, для этого при Янтарном кабинете состоял специальный служитель. Помимо постоянного поддержания, за период существования комнаты было выполнено четыре крупные реставрации. В 1830 – 1833 годах, в 1865, 1893, и в советское время в 1933 – 1935 годах. Планировалась реставрация и в 1941 году.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стремительное наступление фашистских войск, в частности в ленинградском направлении, определило большую поспешность эвакуации. Поскольку Янтарная комната была сложно смонтирована на деревянных панелях 3-х метровой высоты, быстро разобрать ее и вывезти, не разрушив, практически не представлялось возможным. Янтарные панели побоялись снимать со стен, их оклеили несколькими слоями ваты, бумаги, ткани, в надежде , что никто не доберется. Понятно, что это не помогло. Расположившиеся во дворце немецкие солдаты обнаружили комнату и абсолютно по-варварски начали добывать себе трофеи, выламывая из стен куски облицовки, в результате чего она серьёзно пострадала. Одним из немецких унтер-офицеров была украдена и вывезена на родину одна из флорентийских мозаик, где она сохранилась до наших дней и была возвращена в 2000 году России немецкими властями вместе с также вывезенным янтарным комодом 1711 года.

Неизвестно, что могло остаться от комнаты, если бы вовремя не приехали ответственные за изъятие музейных ценностей в захваченных странах граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген , которые организовали охрану от своих же солдат и офицеров. Специальная команда аккуратно демонтировала интерьер зала и в 27 ящиках на грузовиках, а затем по железной дороге , вывезла сокровища в Кенигсберг. Там интерьер был собран в Королевском замке и до второй половины 1944 года экспонировался в качестве «национальной прусской святыни».

Стремительное приближение советских войск вынудило нацистское руководство экстренно прятать ценные вещи, в том числе и Янтарную комнату. Какое то время разобранная и упакованная, подготовленная к эвакуации комната находилась в Кенигсберге. Потом советские войска отрезали город от материковой части Германии, и возможность благополучно вывезти сокровища стала предельно мала. Осталось несколько вариантов- вывезти морем, по воздуху или прятать в городе. Вывозить груз любым транспортом было крайне рискованно. Воздушное пространство контролировалось советской авиацией, море кишело английскими и советскими подводными лодками, не оставлявшими не малейшего шанса кораблям благополучно уйти. Поэтому большинство экспертов склоняется к мнению, что , скорее всего, сокровища спрятаны в Кенигсберге или его ближайших окрестностях, известно, что город имел громадные подземные коммуникации, как древние, так и современные. В дополнение к существующим, с конца 1944 года нацистами были построены тайные бункеры, некоторые из них были обнаружены впоследствии, а часть не найдена до сих пор.

Читайте также: Где золото КПСС?

По свидетельству барона Эдуарда фон Фальц-Фейна , русского эмигранта с фамилией Епанчин по матери, который вошел в историю своими знаменитыми поисками Янтарной комнаты, последним комнату видел офицер вермахта Георг Штайн 28 января 1945 года. Это были 80 ящиков с упакованными янтарными панелями, которые находились в подвале церкви под Кенигсбергом.

После войны в 1946 году в Кенигсберге, который стал уже Калининградом, работала экспедиция советских специалистов под руководством А.Я.Брюсова, в составе которой находился и А.Кучумов, ранее работавший в царскосельском Екатерининском дворце. В разрушенных и сгоревших во время бомбежек руинах экспедицией были обнаружены остатки сгоревших ящиков и иные фрагменты и это дало повод думать, что та же участь постигла и саму Янтарную комнату. Буквально через несколько месяцев, другими специалистами-исследователями был сделан вывод, что в данном месте Янтарная комната сгореть не могла, так как в плитах облицовки было большое количество различных металлических изделий, которые на пожарище не были найдены, а бесследно сгореть никак не могли. Так с тех пор безуспешно ищут Янтарную комнату. К настоящему времени ее следы «находили» примерно в ста различных местах, и каждый раз для этого строились убедительные версии почему именно там следует искать — и в Австрии, и в Чехии, и в Германии, ну и конечно в Калининградской области. В Советском Союзе в 1958 году было принято решение придать огласке данные по поиску, до этого времени держащемуся в секрете.

В газете «Калининградская правда» опубликовали статью о возможности нахождения Янтарной комнаты в одном из секретных бункеров города и просьбу к читателям поделиться возможной информацией , если таковая имеется. Было выдвинута версия что под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе) есть подземный ход, который ведёт к бункеру генерала Отто фон Ляша.

Со всего мира стекались возможные предположения. В 1967 году Эрих Кох, бывший гауляйтер Восточной Пруссии , который в это время отбывал пожизненное заключение в тюрьме польского г.Барчев, в интервью местной газете «Дзенник людовы» рассказал , что Янтарная комната спрятана в бункере под одной из кенигсбергских кирх – на Понарте. Сейчас это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Незадолго до своей смерти, Кох отказался от прежних показаний и объявил, что Янтарная комната была вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию одновременно с саркофагами с останками П. Гинденбурга, Президента Германии с 1925 по 1934 год, и его жены.

По свидетельству некоего поляка Богушевича, работавшего в январе 1945 года в Кенигсбергском порту шофером, на лайнер «Вильгельм Густлов» были погружены какие-то внушительных размеров ящики, позже это судно было торпедировано советской подводной лодкой. Судно и теперь лежит на пятидесятиметровой глубине в двадцати милях от косы Хель недалеко от Штолпмюнде. В западногерманской газете «Ди Вельт» в 70-е годы появилась статья, которая утверждала, что в тот последний рейс на борту лайнера действительно погрузили ящики с Янтарной комнатой. В 1961—1976 годах на затопленное судно аквалангистами из Гданьского политехнического института было предпринято несколько экспедиций, в ходе которых были обнаружены помимо скелетов и ящиков с оружием, следы явно недавнего чьего-то посещения — в одном месте борт «Густлова» был прорезан автогеном. Кто пытался проникнуть внутрь погибшего лайнера и что там искали выяснить не удалось.

По одной из версий поиски Янтарной комнаты нужно активно проводить в Вильдхофе, имении Берты фон Шверинг, куда в январе 1945 года профессором А.Роде были направлены ценности по распоряжению гауляйтера Э. Коха. На территории этого имения, что неподалеку от города Дзиково северо-восточнее Ольштина в Польше, существует разветвленная сеть обширных подземных коммуникаций, а вход в них в результате «случайного» взрыва завалило в сентябре 1945 года.

Интересна судьба одного энтузиаста-кладоискателя Георга Штайна. Изучив массу документов и показаний свидетелей, им была выдвинута следующую гипотезу. В апреле 1944 года командой под управлением обергруппенфюрера СС Каммлер было перевезено большое количество ящиков ценностей из Кенигсберга в соляные копи «Граслебен» у Хельмштадта. Позже там они были обнаружены и вывезены в американскую зону оккупации специальной командой, организованной армией США для поисков произведений искусства на территории третьего рейха. Его вывод — Янтарную комнату нечего искать в Европе, ее следы теряются в Америке и тщательно засекречены. Версия Штайна была ничем не лучше и не хуже других, если бы не некоторые странности , происходящие в его жизни. Так известно, что в июне 1987 года Штайн поступил в больницу города Штанберга с различными ранениями. По утверждению потерпевшего, его подвергли физическим пыткам, применяли наркотики и все потому что он, якобы, знает, где находится Янтарная комната. Проведенное полицией расследование выяснило, что Штайн и раньше попадал в больницу со вспоротым животом. Почему то решили, что Штайн сошел с ума и сам пытается себе сделать «харакири». Через три недели после выписки из больницы труп Штайна обнаружили в лесу, он умер от от обширной резаной раны живота. Полиция назвала это самоубийством.

Вездесущие журналисты обнаружили среди бумаг в квартире Штайна странную записку: «Я нашел новый след, я подошел к тайне почти вплотную!» Но это не все, через короткое время последовала смерть Пауля Энке, в прошлом полковника Штази, который с 1953 года тоже разыскивал Янтарную комнату и был не просто знаком со Штайном, а и поддерживал с ним тесные контакты. Может давних товарищей Штайна и Энке устранили потому, что они действительно приблизились к разгадке тайны. Потоки версий не иссякают до сего дня.

Возможно Янтарная комната действительно погибла в перипетиях войны. Но все-таки хочется верить и надеяться , что когда-нибудь она найдётся.

Ссылка на основную публикацию
×
×