От алмаза до бриллианта – об истории огранки

История бриллиантов

Долгая, полная мистики и загадок история бриллиантов начинается одновременно с историей алмазов, ведь бриллиант — это не что иное, как ограненный ювелирный алмаз. Определить точное время появления алмазов в жизни общества крайне затруднительно, а уж выяснить, когда к этому минералу стали относиться как к драгоценному камню — так и вовсе невозможно. Известно, что в Европу они стали попадать V-VIвеках до н.э., а вот как драгоценный камень бриллиант стал использоваться значительно позднее, только тогда, когда появились способы его огранки — приблизительно 550 лет назад.

Индия — родина алмазов

В далекие времена, когда алмазы добывались исключительно в Индии, им приписывались мистические свойства. Их чаще всего они использовались как атрибуты религиозных обрядов. Ими украшали талисманы, обереги и статуи индийских богов. Запасы алмазов строго охранялись монахами. Те немногочисленные камни, которые оказывались в Европе, попадали туда через путешественников или редких, отважившихся на длительный и трудный путь торговцев. Тогда еще алмазы выглядели совсем не так, как сейчас, им не умели придавать теперешнюю форму: их лишь немного шлифовали по естественным граням.

Алмазы в Средние века

В Средние века алмазы использовались как обереги и талисманы. Позднее их стали применять и в медицинских целях. Некоторые истово верующие в целебные свойства алмазов даже глотали их в надежде на исцеление. Римский мыслитель Плиний Старший в своем труде Naturalis Historia описывал применение алмазов в качестве инструментов, отмечая их непревзойденную прочность.

В 13 веке человечество научилось с помощью огранки придавать алмазам необходимую форму. Однако это изобретение осталось незамеченным, так как считалось, что после обработки алмазы теряют свои чудодейственные свойства. Поэтому до 1910 года (а именно тогда была изобретена шлифовка алмазов, которая применяется и по сей день) алмазы практически не обрабатывались.

В те далекие времена носить алмазы в качестве украшений разрешалось только монархам и членам их семей, поскольку они были символами силы, отваги, власти. Фактически, это был камень победителей. Согласитесь, зачем простому смертному носить у себя на шее такой камень?

Первый бриллиант

Первый бриллиант был изготовлен Луи де Бернелом в 1454 году для герцога Бургундии Карла Смелого. Увидев невероятно сверкающий камень, герцог пожелал украсить ими свои доспехи. Он свято верил, что блеск камней будет на поле боя ослеплять врагов, приводить в ужас и обращать их в бегство. И пример герцога, как показала история, оказался заразительным. Многие правители считали своим долгом выйти на поле боя в доспехах, усеянных бриллиантами. На светских мероприятиях появляться в бриллиантах было не принято, до тех пор пока фаворитка короля Франции Карла VII Агнесса Сорель не ввела моду на их ношение в свете.

Во второй половине 19 века в Европе началась настоящая бриллиантовая лихорадка: в Южной Африке был найден первый кимберлитовый алмаз — знаменитая «Звезда Южной Африки». Произошло это не совсем обычно: в 1869 году некий фермер заявился в таверну, держа в руках бутылку с камнями, которые он наковырял из облицовки собственного дома. Как ни странно, это были алмазы. Всего через несколько лет Южная Африка стала основным мировым поставщиком алмазов (второе место прочно заняла Бразилия).По всему миру стали распространяться слухи о том, что алмазы ядовиты. Делалось это для того, чтобы прекратить кражи, которые постоянно происходили на приисках: рабочие просто глотали их и уходили домой.

Именно в этот период на мировую арену выходит компания «De Beers», которая сконцентрировала в своих руках около 75% мощностей по производству алмазов во всем мире. Именно с того момента, когда компания открыла свои двери, началась новейшая история бриллиантов.

Бриллианты в России

В славянских летописях упоминания об алмазах появляются в 1073 году. А вот как ювелирное украшение его стали использовать значительно позднее. В описании одеяния царя Михаила (17 век) упоминаются алмазные запонки. В начале 18 века в Россию приходит мода на алмазные пуговицы. Екатерина II любила играть на алмазы в карты. Кстати, именно в период ее правления слово «бриллиант» в обиходе почти полностью вытеснило наименование «алмаз». Стоит отметить, что в те времена бриллианты были сплошь привозными. Русские алмазы были обнаружены на Среднем Урале лишь в 1829 году. Несколькими десятилетиями позже месторождения были найдены и в Сибири — на реке Мельничной, рядом с Енисейском, затем алмазы были обнаружены в Якутии, а потом и в Архангельской области. В августе 1954 года была открыта знаменитая кимберлитовая трубка «Зарница» — крупнейшее месторождение алмазов. Вот уже в более чем 50 лет она находится в резерве и не разрабатывается.

Только после открытия месторождения в Якутии, именно тогда, когда стало понятно, что бриллианты — это перспективная для России отрасль, в стране стали строиться заводы по огранке алмазов. Сейчас работает 7 таких заводов, основной из них и самый первый — завод «Кристалл» — находится в Смоленске. А знаменитые белые русские бриллианты ценятся по всему миру.

Автор: Тамахина Ольга
Дата публикации: 30.07.2008
Обновлено: 16.07.2013
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

От алмаза до бриллианта. Об истории огранки.

Люди научились обрабатывать самоцветы не одну тысячу лет назад, но богатейшая история самого удивительного драгоценного камня на Земле – алмаза, началась сравнительно поздно. Главная причина тому – его необычайная твердость. До начала XV века гранить алмазы не удавалось.

Всё, что могли делать с несокрушимым камнем мастера, жившие более шестисот лет тому назад, так это только шлифовать природные грани его кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Но существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. Кристалл алмаза прочен, но не бесконечно. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.

Отшлифованные этим способом камни носили название: “алмазные наконечники” или “остроконечные”. В наши дни украшения с такими алмазами очень редки. Их можно увидеть, разве что, в музеях. Некоторые историки предполагают, что древние индийские ювелиры умели подпиливать алмазы, но не делали этого из-за существовавшего в те времена табу на изменение октаэдрической формы кристалла, считавшейся в Индии священной.

Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать “камни с площадкой”. После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Она присутствует и у многих алмазов, обработанных в наше время. Часть ограненного камня, расположенную выше его пояска (рундиста), специалисты называют коронкой. Внешне она похожа на усеченную пирамиду.

В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.

В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Лодевик ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Так обработаны многие знаменитые бриллианты, например – “Санси”. Сейчас такую огранку называют панделок (pandeloque). Правда в наши дни её чаще всего используют в обработке самых мелких алмазов.

В XVI веке итальянский ювелир Джованни Карниоле начал гранить алмазы “розой”. Так называется старинная огранка драгоценных камней с симметричными гранями без площадки наверху и подпиленной нижней части. В зависимости от количества и формы граней, различают “антверпенскую”, “голландскую”, “двойную голландскую” и другие рановидности “розы”. Такие названия объясняются тем, что в те времена самые искусные гранильщики жили в Антверпене.

Позднее, в начале XVIII века центр европейского гранильного мастерства уже находился в Амстердаме – городе, в котором по сей день сохраняются старинные традиции ювелирного искусства. Здесь работает магазин-мастерская под названием “Амстердамский музей бриллиантов”. Наверное, это единственное место в мире, где любой желающий может воочию увидеть, как современные мастера гранят алмазы.

Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661). Этот персонаж фигурирует в романах А.Дюма, только в отличии от неразлучных мушкетеров, он – фигура историческая. Мазарини, став кардиналом в 1636 году, имел заметное влияние на юного Людовика XIV, а в 1642 сделался первым министром Франции. По слухам, он был любовником Анны Австрийской. Будучи личностью неординарной, Мазарини проявлял свои таланты в самых различных областях. Так, благодаря его поддержке была создана Королевская академия живописи и скульптуры, а бриллианты, обработанные “по Мазарини”, сверкали своими 34 гранями.

Во второй половине XVII века, венецианским ювелиром Виченцо Перуцци была разработана ещё более сложная система огранки алмазов. Она давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней – всего 57 граней. Форма бриллианта, обработанного “по Перуцци” была округлой. Позднее такая огранка получила название – бриллиантовая (brilliant cut). При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх.

Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру, отраженного камнем света, бриллианцией. Она характерна не только для бриллиантов, но и для некоторых других ограненных драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой “игры” алмаза или другого драгоценного камня. Фактически бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи.

В XX веке были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фасет, чем бриллиантовая. Например, для огранки “магна” характерны 102 грани, а для “принцесс” – 146 граней.

Ещё в XVIII веке специалистами не раз предпринимались попытки математически рассчитать и обосновать пропорции огранки, дающие максимальное увеличение “игры” и бриллианции камня. В 1919 году эти рассчеты завершил и опубликовал в своей книге “Diamond Dezign” двадцатилетний математик Марсель Толковский.

Он родился в семье профессиональных ювелиров. Основательно изучив оптику и получив техническое инженерное образование, Марсель подошел к проблемам огранки с позиции науки. Проанализоровав путь лучей внутри бриллианта, он сделал, в частности, следующий вывод: “Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости”.

В наше время алмазы с углами и пропорциями, рассчитанными в начале прошлого века молодым математиком, носят название – бриллианты Толковского (Tolkowsky diamonds). Именно эти камни обладают способностью максимально отражать свет. Но поскольку при огранке ювелирами учитывается естественная форма созданного природой алмаза, огранить все бриллианты “по Толковскому” невозможно.

Путешествие от алмаза до бриллианта

С начала 2000-х годов на судостроительном предприятии «ЦС „Звёздочка“» запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. О том, какой путь алмазу при этом предстоит пройти, наш сегодняшний фоторепортаж.
Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится “the girl’s best friend”, когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.
Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат, сдать ручную кладь, зашить карманы и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

1. Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

2. Именно сюда поступает сырье – неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

3. Из кладовой алмаз попадает на УЗТЦ – участок замкнутого технологического цикла. Здесь технологи рассортируют и разметят камни.
Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.

4. Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

5. Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

6. А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

7. Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

8. С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением. Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

9. Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

10. Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

11. После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

13. Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. С точки зрения науки, в этом процессе больше химии, чем физики. Поверхность алмаза окисляется до графита и после этого образовавшаяся окисленная пленка истирается.

14. Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

15. При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

17. Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

18. Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

19. После огранки и промывки уже не алмазы, но бриллианты поступают на участок оценки. Здесь специально подготовленные, сертифицированные работники оценят качество огранки – цвет и дефектность камня.

20. При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.
Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

21. С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

22. Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

23. Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.
Количество бриллиантов может посчитать сами. И каждый со своей детально записанной историей.

24. Одни ограненные на «Звездочке» бриллианты отправляется в Гохран, пополняя золотовалютные кладовые страны. Другие становятся предметами роскоши. Последние убывают на участки ювелирного производства, расположенные здесь же в цехе.

25. Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

27. Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

28. В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

29. Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность “пощупать” изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

30. На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

31. В этой литейной печи все и происходит.

32. Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

33. Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.

34. Позже при выдаче со склада эту фольгу по весу обычными ножницами нарезает навесчик, сообразуясь с заданиями на производство конкретных ювелирных изделий. Получившаяся отливка – тоже «елочка», только уже золотая.

35. С этой «елочки» откусываются заготовки будущих украшений.

36. Готовые отливки подвергаются контролю на предмет цельности отливки, наличия раковин и дефектов. После этого контрольного этапа монтировщики очистят и соберут заготовки в готовые изделия. Здесь же на украшение закрепят бриллианты.

38. Монтировщик работает над поддоном. Золотая пыль, крошка и обрезки – их именуют «спилы» –собираются в специальные контейнеры, разделяясь по цвету металла – белое, желтое, красное.

39. Раз в месяц монтировщики переплавляют эти спилы и после экспертизы они возвращаются в производство. Так выглядят перелитые спилы.

40. Экспертиза выполняется здесь же при помощи хитрого прибора «X-MET 7500». Для специалистов – это рентгенофлуоресцентный портативный энергодисперсионный спектрометр. Принцип его действия мы выяснять не рискнули, но любопытный читатель легко нагуглит нужную информацию. В обывательской интерпретации – это анализатор химического состава металла.

41. Прибор определяет чистоту золота, состав примесей в металле. В этом случае в перелитых спилах содержится золото и лигатура – медь, никель, серебро, цинк и олово.
Прибор, несмотря на свою компактность, весьма дорогостоящий. Стоит даже дороже упомянутого выше бриллианта. У коренной части золотой «елочки», ее называют «пятак» или «пятка», судьба иная. В этой нижней части отливки собирается масса примесей и грязи. Очисткой этого золота займутся уже на аффинажном заводе.

42. С участка сборки ювелирные изделия попадают к полировщику.

43. Здесь им придадут окончательный блеск и отправят на склад. Оттуда уже в магазин.

44. Как и алмазы с бриллиантами каждое золотое украшение «путешествует» по технологической цепочке в отдельной упаковке, снабженное ярлыком со штрих-кодом, позволяющим проследить всю историю конкретного кольца, зажима для галстука или еще какой дорогой безделушки.
На этом мы завершаем повествование. Надеемся, вам было интересно.

Интересные факты о алмазах и бриллиантах

Алмаз – это кристаллическая модификация чистого углерода, образованная в глубоких недрах Земли, в верхней мантии на глубинах более 80-100 километров, при исключительно высоких давлении и температуре.

Это самый драгоценный камень, самый твердый и износостойкий минерал, самый блестящий и неподверженный времени самоцвет.

Алмазы издавно использовались в качестве самых изысканных ювелирных изделий.

Греки называли алмаз «адамас» или «адамантос» – непобедимый, несокрушимый, непреодолимый; римляне – «диамонд»; арабы – «алмас», наитвердейший; древние иудеи – «шамир»; индусы называли его «фарий».

Настоящюю красота алмазу придает огранка, после которой каждый мастер может с гордостью назвать его бриллиантом. Крупные бриллианты называются солитерами. Обработка заключается в раскалывании или распиливании, последующей обточке и огранке кристаллов со всех сторон для придания им особой формы.

Ювелиры разделяют алмазы почти на тысячи сортов в зависимости от прозрачности, тона, густоты и равномерности окраски, наличие трещин, минеральных включений и некоторых других признаков. По своей природе, каждый алмаз имеет уникальную форму. Бриллианты же наоборот, изготавливаются по строго определенным правилам.

Все бриллианты мира определяются четырьмя главными характеристиками, определяющими стоимость и ценность этих камней. Для оценки драгоценных камней применяются так называемая классификация четырех C, где каждая из четырех C обозначает один из факторов оценки.

Cut – огранка камня, Clarity – чистота камня, Color – цвет камня, Carat weight – масса камня в каратах.

Современная огранка бриллианта предполагает конкретный вид огранки симметричной круглой формы. Существует два вида огранки – полная и усеченная – пирамидальной формы. Чаще используется огранка на 57 граней и упрощенная состоящая из 17 граней.

Алмазы редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Известно несколько видов месторождений алмазов. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века, когда впервые были открыты алмазоносные кимберлитовые трубки, стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.

Горная порода, содержащая алмазы, получила название кимберлит (по г.Кимберли в Южной Африке).

Первые залежи алмазов появились на Земле примерно 2,5 млрд. Лет назад, а самому молодому месторождению как минимум 50 миллионов лет. Самые большие месторождения находятся в Анголе, Австралии, Ботсване, Намибии, ЮАР, России и Заире. Здесь добывают 80% алмазов мира.

Чтобы получить 1 карат алмазов, нужно добыть и просеять 250 тонн руды!

Потом при огранке алмаз потеряет еще от 40 до 60% своего веса. Т.е. получается всего 0,5 карата ограненных бриллиантов. Но и это еще не все. Лишь четвертая часть всех добытых алмазов пригодна для огранки. Все остальные идут на нужды промышленности, как абразивные материалы и кромки режущего инструмента.

Подавляющее большинство добытых и ограненных бриллиантов – мелкие или очень мелкие. Из всех бриллиантов только 1% имеют вес более 1 карата.

Самым крупным алмазам и бриллиантам обычно дают имена.

«Куллинан» – крупнейший из когда-либо найденных алмазов (3106 карат) был найден в Южной Африке в 1905 году и назван именем президента алмазодобывающей компании. Расколот на 105 частей. Крупнейший осколок (Куллинан-I) назван «Большая Звезда Африки» (или «Звезда Африки»), весит 530,2 карата, огранён фирмой «Асшер» в Амстердаме в 1908 году. Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII, хранящийся в сокровищнице лондонского Тауэра. Куллинан-VI (63,6 карат) находится также в Тауэре – в короне королевы Марии (укреплён так, что его можно извлекать и носить отдельно как брошь). В королевской короне Англии также находится Кулинан-II. Общая масса всех полученных из алмаза бриллиантов 1063,65 карат.

Самые крупные бриллианты в мире:

«Великая Звезда Африки» (530,2 карата, произведен из алмаза Куллинан);

«Малая Звезда Африки» (317 каратов);

«Сентинери» (273,85 карата).

Самые древние алмазы были найдены на северо-западе Канады. Ученые считают, что эти алмазы сформировались свыше 3,5 миллиардов лет назад.

«Кохинор» (108,93 каратов) – знаменитый на весь мир алмаз, самый большой среди тех, которые никогда не продавались за деньги. Свое имя этот камень получил, когда, увидев его, персидский правитель Надир воскликнул: «Да это же гора света!» (на языке фарси «гора света» звучит как «кохинор»). В настоящее время «Кохинор» украшает малую Королевскую корону Великобритании и хранится в лондонском Тауэре.

Наиболее популярные и самые дорогие бриллианты круглой формы огранки К-57. Эти бриллианты обладают самой яркой игрой из всех форм огранки. При строгом соблюдении пропорций круглый бриллиант способен отражать практически весь свет, попадающий на него.

Гравированные алмазы – огромная редкость

Стоит указать здесь некоторые случаи редкостной обработки алмазных камней. Следует отметить, что из-за исключительно высокой твёрдости гравированные алмазы представляют огромную редкость. Одна из этих редкостей – алмаз «Шах»

Просто сказать, что цветные бриллианты очень дороги, равносильно тому, что не сказать ничего. Скорее, они не очень, а сказочно дороги. Что же касается уникальных экземпляров, то любые определения и эпитеты могут показаться уменьшительными. Судите сами, знаменитый синий 42,5-каратный бриллиант «Hope» считается самым дорогим небольшим предметом в мире. Его оценивают в 200 млн $, то есть чуть меньше 5 млн $ за карат. Поистине фантастической можно считать продажу 27 апреля 1987 года на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке 0,95-каратного пурпурно-красного бриллианта «Hancock» за 880 000$, что является рекордом цены за карат когда-либо продававшегося драгоценного камня – 926 300 $. Впечатляют и результаты продаж в последние несколько лет па аукционах «Кристи» и «Сотбис» других фантазийно окрашенных бриллиантов. Это лишний раз убеждает в том, что камни являются не только редчайшим желанным украшением, но и прекрасным средством размещения капитала.

Список бриллиантов в порядке уменьшения массы добытого алмаза

«Куллинан» – крупнейший из когда-либо найденных алмазов (3106 карат) был найден в Южной Африке в 1905 году и назван именем президента алмазодобывающей компании. Расколот на 105 частей. Крупнейший осколок (Куллинан-I) назван «Большая Звезда Африки» (или «Звезда Африки»), весит 530,2 карата, огранён фирмой «Асшер» в Амстердаме в 1908 году. Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII, хранящийся в сокровищнице лондонского Тауэра. Куллинан-VI (63,6 карат) находится также в Тауэре – в короне королевы Марии (укреплён так, что его можно извлекать и носить отдельно как брошь). В королевской короне Англии также находится Кулинан-II. Общая масса всех полученных из алмаза бриллиантов 1063,65 карат.

«Эксельсиор» (995,2 кар.) – Южная Африка, 1893 г. Изготовлен 21 бриллиант, крупнейший – 69,8 кар.

«Звезда Сьерра-Леоне» (968,9 кар.) – Западная Африка, 1972 г. Изготовлено 17 бриллиантов, крупнейший – 153,96 кар.

«Великий Могол» (787 кар.) – Индия, XVII в. Изготовлен бриллиант массой 279 кар.

«Река Уойе» (Войе-Ривер, «Алмаз Победы») (770 кар.) – Западная Африка, 1945 г. Изготовлено 30 бриллиантов, крупнейший – 31,35 кар.

«Президент Варгас» (726,6 кар.) – Бразилия, 1938 г. Изготовлено 29 бриллиантов, крупнейший – 48,26 кар.

«Джонкер» (Йонкер) (726 кар.) – Южная Африка, 1934 г. Изготовлено 12 бриллиантов, крупнейший – 125,65 кар. Общая масса бриллиантов 370,87 кар.

«Юбилейный» (Юбилей) (650,8 кар.) – Южная Африка, 1895 г. Изготовлено 2 бриллианта, крупнейший – 245,3 кар.

«Безымянный» (Дютойтспен) (616 кар.) – Южная Африка, 1974 г. Не огранен.

«Баумгольд» (609,25 кар.) – Южная Африка, 1922 г. Изготовлено 14 бриллиантов, крупнейший – 50 кар.

«Лесото Браун» (601,25 кар.) – Лесото, 1967 г. Изготовлено 18 бриллиантов, крупнейший – 71,73 кар.

«Гояс» (600 кар.) – Бразилия, 1906 г. Изготовлено несколько бриллиантов, крупнейший – 80 кар.

Стразовая копия бриллианта «Орлов».«Вентер» (511,25 кар.) – Южная Африка, 1951 г. Изготовлено 32 бриллианта.

«Кимберли» (503 кар.) – Южная Африка, 1900 г.

«Виктория» (469 кар.) – Южная Африка, 1884 г. Изготовлен бриллиант массой 184,5 кар.

«Дарсу Варгас» (460 кар.) – Бразилия, 1939 г.

«Низами» (440 кар.) – Индия, 1835 г.

Изготовлен бриллиант массой 277 кар.

«Светоч мира» (434 кар.) – Сьерра-Леоне, 1969 г.

«Де Бирс» (428,5 кар.) – Южная Африка, 1888 г. Изготовлен бриллиант массой 234,5 кар.

«Алмаз Регента» («Питт») (410 кар.) – Индия, 1701 г.

«Орлов» (400 кар.) – Индия, конец XVII в. – начало XVIII в.. Изготовлен бриллиант массой 189,62 кар. C 1784 г вправлен в Императорский скипетр. Возможный предшественник – «Великий Могол».

«Красный крест» (375 кар.) – Южная Африка, 1948 г. Изготовлен бриллиант массой 205 кар. Был подарен Британскому Красному кресту.

«Раджа Мальтанский» (367 кар.) – Борнео, 1787 г.

«Первая роза» (353,9 кар.) – Южная Африка, 1978 г.

«XXVI съезд» (332 кар.) – найден в Якутии, хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

«Стюарт» (296 кар.) – Южная Африка, 1872 г. Изготовлен бриллиант массой 123 кар.

«Тиффани» («Африканская Звезда») (необработанная масса 287,42 кар.) – найден в руднике «Кимберли» (Южная Африка) в 1878 году, имеет жёлтую окраску. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани» (отсюда название), огранён 90 фасетами в Париже. Изготовленный бриллиант имеет массу 128,51 кар.

«Белый Тавернье» (250 кар.) – Индия, XVI в.

«Звезда Якутии» (232 кар.) – найден в Якутии, хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

«Звезда Юга» (201кар.) – Бразилии, 1853 год. Изготовленный бриллиант имеет массой 128,8 карата был приобретен (недостоверно) князь Бароды (Индия).

«Дерианур» (189,62 кар.) – Индия, XVII в.

«Кохинур» (Кохинор) (186 кар.) – первоначально имел круглую форму и массу 186 карат. С XIV века находился во владении индийских раджей и султанов. В 1739 году перешёл к персидскому шаху, который и назвал его Koh-i-noor, что значит «Гора света». Затем камнем завладела Ост-Индская компания, подарившая его в 1850 году английской королеве Виктории. Переогранённый алмаз был вставлен сначала в корону королевы Марии (жены Георга V), а затем в корону королевы Елизаветы II, где пребывает и сейчас. Хранится в лондонском Тауэре. Масса после переогранки 108,93 кар.

«Революционер Иван Бабушкин» (171 кар.) – найден в Якутии, хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

«Винстон» (154,50 кар.) – Южная Африка, 1952 г. Изготовлен бриллиант массой 62,05 кар.

«Великий почин» (135 кар.) – найден в Якутии, хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

Алмаз Хоупа в Музее естественной истории.«Флорентиец» («Великий герцог Тосканы»,

«Австрийский алмаз») (137,3 кар.) – Индия, XVI в.. Ранняя история камня овеяна легендами. В 1657 году он был во владении семейства Медичи во Флоренции (отсюда название). В XVIII веке находился сначала в короне Габсбургов, затем в броши. После Первой мировой войны исчез.

«Картье» (130 кар.) – Африка, 1974 г. Изготовлен бриллиант массой 107 кар (застрахован).

«Шах Акбар» (116 кар.) – Индия, 1618 г. Изготовлен бриллиант массой 71,1 кар.

«Большая Медведица» (114,5 кар.) – найден в Якутии, хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

«Мария» (106 кар.) – найден в Якутии, хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

«Гастингс» (101,2 кар.) – Индия, XVI в.

«Шах» (88,7 кар.) происходит из Индии, ограничен поверхностями спайности, частично отполированными. На камне вырезаны три надписи с именами владельцев (в том числе шаха Персии, отсюда и название). В 1829 году подарен шахом российскому императору Николаю I в знак примирения после убийства в Тегеране русского посла писателя А. С.Грибоедова. Хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

«Санси» (55 карат). Алмаз появился в Европе в 1570 году. Его приобрёл французский посол в Турции де Санси (отсюда название). С 1906 года им владеет семья Астор, Лондон.

«Хоуп» (44,5 кар.) – синего цвета, появился на рынке в 1830 году и был приобретён в Лондоне банкиром Г. Т.Хоупом (отсюда название). Предполагается, что это переогранённый камень, похищенный во время Великой французской революции. Владельцы многократно менялись. С 1958 года находится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

«Нассак» (43,38 кар.) – первоначально весил более 90 карат и находился в храме бога Шивы около города Нассак (отсюда название) в Индии. В 1818 году захвачен англичанами как военный трофей. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке, находится в частном владении в США.

«Зелёный дрезденский» (41 кар.) – зелёного цвета, считается, что из Индии. В 1700 году попал в коллекцию саксонского курфюрста Августа Сильного. Хранится в музее «Зелёные своды» в Дрездене (Германия).

Всем спасибо за прочтение, с радостью ответим на все вопросы.

ИСТОРИЯ БРИЛЛИАНТА: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ

История алмазов богата преданиями и фольклором, она настолько же заполнена мифическими историями, насколько в ней присутствует и достоверная информация. Многоликость историй о бриллиантах показывает их силу и способность очаровывать людей красотой, которая присуща только самым драгоценным камням – бриллиантам.

Древнейшая история алмазов

Считается, что первый алмаз был найден 3000 лет назад на территории современной Индии, но это лишь факт, отраженный в летописях того периода, вполне вероятно, что бриллианты были известны человеку задолго до этой записи. Как и в наши дни, в те далекие времена алмазы ценились своей уникальной способностью отражать свет. Они использовались как украшения, а так же выполняли роль талисманов, защищающих от злых духов и помогающих в сражениях.

Алмазы в средние века

В период раннего христианства появляется новый акцент, алмазы начинают применять в медицинских целях. Вторая жена Карла Великого, а в последствии святая Хильдергарда по преданию рассказывала о чудесном исцелении от болезней при крещении с зажатым в ладони алмазом. Доходило до того, что некоторые люди глотали алмазы в надежде на магическое исцеление. И в наши дни множество людей верят в способность бриллиантов излечивать головную боль. Интересно, что в это же время индейцы Южной Америки использовали алмазы для игры подобной нардам, а то и вовсе как мелкий щебень для возведения стен и постройки дорог.

Новое время и алмазы

В средние века алмазы становятся популярными. В этот период появляется множество знаменитых бриллиантов, включая “Blue Hope” и “гора света”, которые были найдены и обработаны в Индии, прославленной своими мастерами-огранщиками.Но индийские рудники постепенно истощались и не могли удовлетворить все увеличивающийся спрос. Лишь открытие алмазных месторождений в Южной Африке ознаменовало самый большой в истории алмазов прорыв и позволило удовлетворить спрос на алмазы. В середине девятнадцатого века бриллианты были обнаружены и в Австралии. В это время меняется и отношение к бриллиантам: если раньше они ценились прежде всего за приписываемую мистическую силу, то теперь на первый план выходит их способность в любых странах и культурах обладать абсолютной и высокой стоимостью. Слава о баснословной ценности алмазов распространяется с удивительной скоростью, владельцы алмазных копей даже начинают распространять слух о ядовитости алмазов, пытаясь пресечь кражи алмазов, которые глотают рабочие рудников.

Наше время

История бриллиантов в уже ушедшем двадцатом веке неразрывно связана с к компанией “Де Бирс” и семейством Оппенгеймер. Начало века ознаменовалось рекордным падением цен на бриллианты, так как промышленная разработка алмазных месторождений, в разы превышала спрос. Кризис усугубила и Первая мировая война, которая в разы обесценила активы добывающих компаний. В 1929 году председателем правления “Де Бирс” становится Эрнест Оппенгеймер. К 1930 году сумел убедить крупных производителей алмазов продавать сырье через прообраз ЦСО (Центральной сбытовой организации, дочки Де Бирс) при посредничестве Де Бирс. Таким образом был установлен централизованный контроль как над производством, так и над реализацией алмазов, который продержался вплоть до недавнего времени, когда под давлением Европейского и Американского антимонопольного законодательства, компании Де Бирс пришлось отказаться от контроля за сбытом алмазов. В январе 2009 года компания официально прекратила закупку сырья у российской АК “Алроса”. Вклад, который внесла компания Де Бирс в современный рынок алмазов сложно переоценить, во многом благодаря адекватной и дальновидной регулировке рынка алмазного сырья цены на бриллианты неуклонно росли последние 80 лет, а на рынке алмазов больше не происходило глубоких кризисов перепроизводства. Поэтому и сегодня, во время экономического кризиса, бриллианты не теряют своей инвестиционной привлекательности.

Как алмаз превращают в бриллиант?

Основные сведения о бриллиантах

Алмаз превращается в бриллиант в результате множества сложных и кропотливых операций, среди которых нет второстепенных. Процесс изготовления бриллиантов постоянно совершенствуется, однако основные его ступени — производственные операции — остаются традиционными. Это разметка алмазного сырья, его распиливание, обточка, огранка, оценка и сортировка. Каждый алмаз проходит через эти этапы в процессе превращения в бриллиант.

Разметка. Данная операция осуществляется самыми квалифицированными и опытными сотрудниками, знающими всю технологическую цепочку производства бриллиантов. В процессе разметки применяются самые современные технологии и оборудование -в помощь разметчику пришли системы компьютерной разметки, способные строить трехмерные модели возможных вариантов будущих бриллиантов, предлагая наиболее экономичные варианты использования алмазного сырья. Такие системы значительно облегчают работу человека. А также на несколько порядков повышают точность прогнозирования.

Распиливание. В ходе этой операции кристалл алмаза разделяется на части — две и более — с целью его более рационального использования в процессе изготовления бриллианта. Распиливание может выполняться традиционным механическим способом, а так же с применением лазерных технологических комплексов. На лазерном оборудовании алмаз любой формы и качества быстро и точно разделяется на части, при этом линия распила получается чрезвычайно точной. Разделить алмаз на части можно так же при помощи раскалывания — самого старого метода обработки, зародившегося не один век назад. Вместе с самой алмазообработкой. Сегодня в производственном процессе эта операция применяется не очень часто.

Обточка. В ходе данной операции будущему бриллианту придается форма — создается поясок заготовки — рундист. Обточка производится на специальных станках. Придать бриллианту форму можно также при помощи лазера — в этом случае в качестве резца используется лазерный луч.

Форма огранки.

Форма и пропорции, симметрия, качество огранки и полировки — все это критерии влияют на блеск и игру бриллианта и, следовательно, – на его стоимость. Классическая. Наиболее распространенная форма огранки — круглая с 57 гранями — обладает поистине ослепительной игрой.
Различают следующие основные элементы бриллианта:

Рундист — внешний край или периметр драгоценного камня, место где корона соединяется с павильоном.
Корона — верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом.
Павильон — нижняя часть камня, от рундиста до калетты.
Площадка — плоская поверхность на вершине камня.
Калетта — самая нижняя часть камня, выглядящая как точка или ребро.

Изменение пропорций между частями огранки влияет на блеск, красоту и влияют на игру света в драгоценном камне. В свою очередь, игра света — так же не субъективное понятие. Законы оптики, воплощенные в правильно ограненный бриллиант, придают ему тот самый мистический блеск, восхищающий людей много столетий. При строгом соблюдении пропорций бриллиант способен отражать практически весь падающий на него свет. Некачественная огранка и неправильные пропорции приводят к тому, что камень теряет значительную часть света, которая уходит через боковые грани.

Важно помнить, что идеальными пропорциями при огранке бриллиантов являются те, при которых корона равна одной трети глубины павильона. При таком сочетании солнечный свет, проникающий в камень, преломляется с одной грани на другую и рассеивается по поверхности граней короны, заставляя камень переливаться.

Если сечение бриллианта непропорционально глубокое и павильон слишком большой, свет, попадая в камень через корону, отражается от его боковых граней, теряется при падении на противоположенные грани павильона, и драгоценный камень будет иметь «слепые пятна» и неровный вид.

Если сечение непропорционально мало и павильон слишком мелкий, свет, выходя за пределы камня через грани павильона, рассеивается у основания, так и не дойдя до противоположной грани. Отражение будет тусклым, и драгоценный камень будет производить ощущение «оконного стекла».

Оценка. В процессе оценки определяются основные параметры бриллианта – вес, цвет, чистота и качество огранки, – в зависимости от которых складывается итоговая характеристика камня – его цена. Получив эту последнюю характеристику, бриллиант переходит из категории объекта обработки в категорию конечного товара.

Вес. Вес бриллиантов, как и большинства других драгоценных камней, измеряется в каратах. Один карат равен 200 миллиграммам или 1/5 грамма. Карат, в свою очередь, делится на 100 частей. Вес бриллианта, обозначенного как 1,50, равен одной целой пятидесяти сотым карата. Стоимость бриллиантов рассчитывается исходя из цены одного карата, причем она увеличивается в зависимости от принадлежности камня к той или иной весовой группе. По весу бриллианты подразделяются на три группы: мелки е (до 0,29 карата), средние (от 0,30 до 0,99 карата) и крупные (от 1,00 карата и более). Если цена одного отдельного грамма золота и одного грамма в килограмме одинакова, то стоимость бриллианта с увеличением его массы возрастает в прогрессии. Например, при одинаковых характеристиках цвета и частоты бриллиант весом 1,00 карат будет стоить гораздо больше, чем бриллианты в 0,99 карата.

Цвет. Цвет бриллианта – это степень зрительного ощущения окрашенности камня, ее тональности и насыщенности. Бриллианты классифицируются по группам цвета – от бесцветного до черного. Оценку цвета бриллианта выполняют квалифицированные специалисты путем сравнения драгоценного камня с эталонными образцами. Выделяются следущие цветовые ряда:

– бриллианты белые, совершенно бесцветные;
– белые бриллианты;
– бриллианты белые, с незначительным оттенком;
– бриллианты с оттенком;
– бриллианты с ясно видимым оттенком.

Так называемые фантазийные цвета (розовый, голубой, оранжевый и другие) встречаются исключительно редко и оцениваются очень высоко – как совершенно бесцветные.

Чистота. Алмазам, как и большинству других природных минералов, свойственны включения. В зависимости от их характера, степени проявления и месторасположения бриллианты классифицируются по группам частоты. В процессе экспертной оценки чистоты определяется количество, размер и месторасположения включений, их внешний вид. Чем меньше включений – те камень ценнее. При следует иметь ввиду, что наличие включений имеет и один важный положительный аспект: оно является однозначным признаком природного происхождения алмаза. Не секрет, что в мире сегодня производится огромное количество синтетических алмазов, часть из которых гранится и используется в ювелирной промышленности. Отсутствие характерных включений – один из признаков того, что алмаз имеет искусственное происхождение.

Как не купить подделку. В последние годы широкое распространение в ювелирном деле получили искусственные или синтетические алмазы. Их цена в несколько раз меньше цены природных, а отличить от настоящих ни всегда представляется возможным. Кроме того, существуют различные методики так называемого облагораживания камней – искусственного улучшения характеристик – цвета и чистоты. В мировом бриллиантовом сообществе действует своеобразный кодекс чести, согласно которому производитель или продавец обязательно информирует покупателя о совершенном вмешательстве в естественную природу камня или о том, что вставка синтетическая. Поэтому при покупке изделия с бриллиантом следует узнать о камне максимум возможного, а в идеале, покупать исключительно сертифицированные бриллианты.

От алмаза до бриллианта – об истории огранки

Бриллианты поломали не одну сотню жизней. Но среди многих трагических случаев, связанных с украшениями, выделяются истории «роковых камней», которые меняли хозяев «как перчатки» и повсюду оставляли за собой кровавый след.


Пожалуй, самый безобидный в нашем списке, бриллиант «Регент» (140,64 карата). Доподлинно неизвестно, где и когда он был найден, но, по самой распространенной версии, его обнаружил в 1701 году индиец раб на руднике, в районе приисков Голконды (Центральная Индия), где была добыта большая часть алмазов, о которых мы сегодня будем говорить. Свою биографию камень, начал с крови – раб отказался отдавать его хозяевам рудника и обманул охрану, спрятав камень в разрезанном бедре и повязав все это повязкой из листьев. Ночью он сбежал, но был предательски убит одним матросом, который обещал в обмен на алмаз вывести его из страны. Прибыв в пункт назначения матрос продал алмаз сэру Томасу Питту, губернатору крепости Сент-Джордж. Деньги он истратил «по-матросски» – быстро, а потом повесился с горя.
Отсюда начинается подлинная история бриллианта. Томас Питт отдал камень ювелиру Джозефу Коупту, который и придал ему современную форму. Но в те времена губернатору небольшой крепости было опасно обладать таким сокровищем – охотники за драгоценностями не оставили бы его в покое. Поэтому, помучившись от мании преследования, Томас продал камень регенту Франции Филиппу II Орлеанскому. Во время французской революции «Регент» украли вместе с другими украшениями Бурбонов. Вернуть в руки монархии роковой бриллиант удалось Наполеону, который украсил им рукоятку своего меча. Что стало со знаменитым полководцем, всем и так известно. После Наполеона, сколько бы камень ни крали, он всегда, в конце концов, оказывался во Франции. Сегодня его можно увидеть в Апполоновой Галерее Лувра.


История белого бриллианта «Кохинор» («Гора света»), который сегодня украшает корону королевы Елизаветы, известна с XIV века, хотя найден он был, очевидно, раньше, согласно легендам, все в тех же копях Голконды. Несколько веков он украшал тюрбан раджей из династии государства Малва. Существовали легенды, что первым владельцем камня был легендарный герой Индии Карна из эпоса Махабхарата. Поэтому, в народе существовало поверие, что когда «Кохинор» поменяет владельца, то государство будет порабощено. Так и случилось в 1304 году, когда Малву завоевал делийский султан Ала-ад-Дином, который присвоил себе знаменитую драгоценность.
Впоследствии, камень сменил много династий – Великих Моголов, иранскую династию Афшаридов, афганских Дурранов – везде он считался символом власти, поэтому его владельцы менялись не всегда бескровно. Историки утверждают, что из восемнадцати владельцев этого бриллианта одни были предательски убиты, другие погибли в сражениях, остальные умерли в нищете. В конце концов, Кохинор оказался в 1849 году в руках у английских властей и был передан среди прочих ценностей, королеве Виктории.


Также известен как «алмазное око Брахмы». В Индии черный алмаз в 195 карат, по легенде, украшал глаз статуи бога Брахмы около Пондишери (Южная Индия). Возможно подобная биография, а также редкий черный окрас и объяснили бы все слухи о проклятье, если некоторые из его владельцев не свели счеты с жизнью. Первым был Джей Пэрис, который привез бриллиант в Америку в 1923 году. Спустя некоторое время он спрыгнул с одного из небоскребов Нью-Йорка. Следующие владелицы – Надежда Орлова и княгиня Галицина-Баританская тоже, якобы, в 1947 году покончили с собой.

Сложно утверждать, насколько правдивы эти истории – архивы обходят загадочные смерти стороной. Согласно документам, княгиня Галицина-Баританская умерла в возрасте 102 года в Швейцарии в 1918 году, а Надежда Петровна Орлова в 90 лет во Франции в 1988 г.

Впоследствии камень поменял еще многих владельцев, наиболее известный из них – ювелир Денис Петимезас, купивший камень в 2004 году. Он публично заявил, что не чувствует никакого действия пресловутого проклятья, и бриллиант не принес ему ничего иного, кроме удачи. Тем не менее, уже спустя 30 месяцев он выставил его на продажу. В 2006 году у «черного Орлова» нашелся загадочный покупатель, по словам СМИ, «с другого континента», чье имя и судьба общественности неизвестно.


Ничего неизвестно о происхождении еще одного печально известного бриллианта «Санси». Говорят, что его добыл некий купец в пещерах с драгоценностями и вез в дар султану, но в пути его убили. После этого камень пошел «гулять» по свету, пока не попал в руки короля Карла Смелого в XV веке. Он и отдал его ювелиру для огранки, который сделал из него бледно-желтый бриллиант 55, 23 карата. Спустя два года король умер, а камень пропал без вести и был найден только в 1570-м году у Николая де Санси – французского поверенного в Константинополе. Вот к кому бриллиант отнесся благосклонно – с его помощью Николаю удалось добиться расположения короля Франции Генриха III, которому он на время его одолжил. По легенде, слуга, отправившийся доставить камень королю, погиб от руки грабителей, но перед этим успел проглотить “Санси”. Как известно, Генрих III тоже не долго просидел на троне.

Когда произошла Французская революция 1789 года, “Санси” находился во французской сокровищнице вместе с другими роковыми бриллиантами «Хоуп» и «Регент». Дальнейшая его судьба туманна. Известно, что он успел побывать в руках у Демидовых. В конце концов, его купили американские промышленники Асторы, которые через некоторое время продали его Лувру, где он и находится по сей день.


Самый последний и самый кровавый – сапфирово-синий бриллиант, с абсолютно несоответствующим именем своей репутации – «Хоуп» («Надежда»). Камень, весивший до огранки сто пятнадцать каратов (карат равен 0,2 грамма), был привезён из Индии французским купцом, путешественником и ювелиром Жаном-Батистом Тавернье, который, кстати, известен своими описаниями копей Голконды. Он подарил его королю Людовику XIV. Первой, на кого обрушилось проклятье, была многолетняя любовница короля маркиза де Монтеспан. Эта пылкая черноволосая красавица, к тому же умная и образованная, успевшая родить королю восемь детей, получив алмаз в подарок, сразу же опротивела Королю-Солнце. Даму сердца изгнали из дворца, а алмаз, нашел свое место на кружевном жабо Людовика XIV. Ровно через семь месяцев, в 1715 году, король, не расстававшийся с бриллиантом, скончался. Его наследник Людовик XV упрятал “Хоуп” на долгие годы в королевскую сокровищницу. Следующей его хозяйкой стала печально известная Мария-Антуанетта, которая любила шикарные платья и красивые камушки. Ее судьба, как и судьба ее супруга всем прекрасно известна – гильотина. Следующим его известным владельцем стал Георг IV, который вскоре сошел с ума. После этого, камень продали банкиру Томасу Генри Хоупу. Человека, именем которого назвали камень, отравили.
В 1910 году бриллиант приобрёл за 550 тысяч франков ювелир Пьер Картье, который почему то сразу же перепродал его семейству миллионеров Маклин. Эдвард Бейл Маклин являлся наследным владельцем газеты «Вашингтон пост», а его жена Эвелин Уэлш Маклин владела алмазными копями. Вскоре семья потеряла наследника, после чего мистер Маклин запил горькую и скончался. Напуганное семейство продало в 1958 году «Хоуп» известному филантропу Гарри Уинстону, который, впоследствии передал его Смитсоновскому институту.
Сегодня знаменитая «Надежда» поджидает свою новую жертву за пуленепробиваемым стеклом экспозиции.

Ссылка на основную публикацию
×
×